Марксистская философия в России, легальное и революционное направления
(П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Г.В. Плеханов, В.И.Ленин).
В противоборстве идей славянофилов и западников в России в конечном итоге победила
западная ориентация, которая тяготела к идеям популярного в то время в Европе
марксизма. На смену народничеству
с его идеями крестьянских революций и общинного русского социализма, пришел так называемый «легальный марксизм», призывающий к
повторению западноевропейского опыта капиталистической организации экономики.
ЛЕГАЛЬНЫЕ МАРКСИСТЫ отрицали любое насилие
в политическом процессе, утверждали
перспективность капитализма для России и предлагали совершенствовать
общество путём демократических реформ.
Из учения
Маркса легальный марксизм взял за основу положение об экономической
прогрессивности капитализма относительно к феодализма и тезис о закономерной
смене феодализма капитализмом.
Русский легальный марксизм считал учение
Маркса «отчасти верным», признавая закономерность прихода капитализма в
Россию, но отрицал необходимость
революционной замены капитализма социализмом.
Основателем и
первым идеологом легального марксизма в России стал Петр СТРУВЕ.
Струве объявил капитализм высшей ступенью
развития общества, который закономерно пришел на смену устаревшему
феодализму и не должен теперь никуда уходить с исторической сцены. Капитализм
понимался им в качестве экономически
прогрессивной формы хозяйствования, которая даст стимул экономическому и социальному
росту России.
Фатально
предопределенную смену капитализма социализмом Струве отрицал, и вместо
революционного свержения капитализма (по Марксу), предлагал постепенное изменение капиталистического общества в сторону
его либерализации и увеличения свобод с помощью демократических реформ, но
при сохранении частной собственности.
Поскольку всё
движение человеческой истории легальные марксисты понимали как закономерную
смену экономических форм хозяйствования, то их более всего привлекали в учении
Маркса именно методы финансово-экономического анализа капиталистического
производства.
Михаила ТУГАН-БАРАНОВСКОГО особенно волновали проблемы эффективности сбыта произведенной продукции
при капитализме.
Специфика капиталистического производства,
по Туган-Барановскому, состоит в
том, что производство при
капитализме перестает быть средством удовлетворения реальных потребностей
населения и государства, и превращается в техническое средство для создания
частного капитала.
Невзирая на
реальные потребности общества в продукции того или иного предприятия, законы
конкуренции и задачи увеличения финансовых накоплений заставляют хозяина
предприятия постоянно расширять производство и повышать его интенсивность. Это
является главной положительной чертой капитализма – постоянное стремление
производителя внутренне совершенствоваться и двигаться вперед, несмотря на
отсутствие внешнего спроса на его продукцию.
Но при этом
производство превращается в экономически не обоснованную самоцель, и
складывается ситуация, когда, несмотря на то, что каждое предприятие,
стремящееся к расширению производства, повышает свою организованность, всё
государство при этом понижает свою организованность, поскольку потребности
государства и населения в продукции предприятий отстают от темпов её выпуска.
В итоге возникает кризис перепроизводства,
предприятия несут убытки, а производство сворачивается. Подобный кризис
является закономерным и периодически повторяющимся этапом любого
капиталистического хозяйствования. Но
это не повод отказаться от капитализма, поскольку основа у него здоровая и следует лишь ввести планомерную организацию
производства, а также
совершенствовать систему общественных отношений.
На базе
легального марксизма в 90-х гг. в России возникло марксистское течение,
названное «экономизмом».
ЭКОНОМИСТЫ единственно допустимыми
средствами отстаивания интересов пролетариата считали экономические формы
борьбы (стачки, требования, присутствие на заседаниях фабричного
руководства, участие в городском самоуправлении и т.д.). Сферой интересов пролетариата они считали только экономические вопросы,
отказывая пролетариату в праве на самостоятельные политические цели вне союза с
другими слоями общества.
По их мнению,
пролетариат плохо воспринимает политические лозунги, не обладает политическим
сознанием, его рано еще учить социализму и он не способен создать свою
политическую партию. Но в системе
организованной легальной борьбы с властью, под руководством других, более
зрелых оппозиционных слоев общества, пролетариат
может живо откликаться на проблемы своих экономических и профессиональных
интересов, и способен стать серьезной силой в легальной коалиции под
руководством политических союзников.
В составе этой политической коалиции пролетариат сможет усиливать процессы постепенной
демократизации монархического режима, в результате чего без всяких политических переворотов и
насильственных действий политические и государственные формы правления в
России изменятся в прогрессивном направлении.
Георгий ПЛЕХАНОВ был пропагандистом РЕВОЛЮЦИОННОГО МАРКСИЗМА В РОССИИ и
боролся с идеями легальных марксистов и экономистов.
Освобождение пролетариата Плеханов считал
возможным только с использованием революционных форм политической борьбы на
базе социал-демократической программы.
По этой
программе революция должна быть буржуазной, поскольку своими силами, без помощи
буржуазии, пролетариат не сможет произвести преобразования в обществе. Поэтому
пролетариат должен просто получить максимальные выгоды от этой революции, не
претендуя на всю власть в новом государстве.
На этом этапе
пролетариат в союзе с буржуазией должен
уничтожить монархию, что гораздо вернее и много важнее, чем непредсказуемо
сразу же начать воевать с буржуазией. Для
борьбы с буржуазией придется еще значительно повысить политическое самосознание
рабочего класса и создать социалистическую рабочую партию. Только после
этого пролетариат сможет превратиться в самостоятельную политическую силу и
свергнуть капитализм.
Благодаря
усилиям Плеханова марксизм возобладал в социал-демократическом движении России,
и в начале XX века в нем заметную роль стали играть радикальные элементы,
объединившиеся вокруг Владимира Ленина.
РАДИКАЛЫ-ЛЕНИНЦЫ главные усилия направили на создание социал-демократической «партии нового типа», состоящей из профессиональных революционеров,
которые возглавят и организуют борьбу рабочих масс.
Это
радикальное крыло социал-демократов, «большевики», в качестве главной цели своей политической программы приняли идею установления в России
«диктатуры пролетариата», которая,
взяв на себя власть в переходный после пролетарской революции период, насильственно уничтожила бы буржуазное
государство и буржуазное общество. Диктатура
пролетариата – это власть, не ограниченная никакими законами, которая опирается только на силу победившего
пролетариата. Руководит диктатурой пролетариата партия, которая начнет
складывать новую систему государственной власти для построения
социалистического государства и социалистического общества.
Диктатура
пролетариата это власть «революционного народа», а революционным народом не может
быть крестьянство, привязанное собственностью к земле. Не может быть
революционным народом и вообще никакой другой слой общества, обладающий тем или
иным своим имуществом. Революционным народом может быть только пролетариат,
рабочий класс, у которого нет никакой собственности и которому нечего терять,
кроме собственных цепей.
В
исторической перспективе, после победы мировой пролетарской революции и
создания всемирного социалистического государства, диктатура пролетариата станет общемировой системой власти.
Дальнейшей окончательной целью этого процесса радикальные социал-демократы,
большевики, ставили по мере перерастания социализма в коммунизм задачу отмены
государства, как средства насилия над людьми. При коммунизме исчезнет надобность в насилии и в подчинении одних
людей другим, а государство станет
ненужным.
Теория Маркса
в дальнейшем господствовала в России как теория «марксизма-ленинизма»,
состоящая из трех частей:
философии
(диалектический материализм и исторический материализм),
политэкономии
и научного
коммунизма.
Новое в российском марксизме
(марксизм-ленинизм):
1. Выдвижение тезиса о переходе капитализма в
свою последнюю стадию – в империализм, как в высшую ступень развития
монополистического капитализма, предваряющую социалистическую революцию.
2. Разработка закона о неравномерном развитии
капиталистических стран в эпоху империализма и выдвижение идеи о
возможности победы социализма в одной или нескольких из них (а не во всех
капиталистических странах сразу по Марксу).
3. Теория перерастания буржуазно-демократической
революции в социалистическую.
4. Учение о социалистической революции, о
роли пролетариата в ней, и о коммунистической партии, как авангарде
пролетариата.
|