Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории.
Их взаимосвязь и различие.
Бытие (существующее,
сущее) – это действительность, как таковая, это всё то, что реально существует.
Изучением
Бытия занимается раздел философии онтология, поэтому Бытие, как онтологическая
категория, выражает в философии ту сферу реальности, которая не относится к
процессам сознания и психики человека (сфера гносеологии).
Таким
образом, Бытие – это онтологическая
категория, выражающая собой всё, что
объективно существует в мире вне сознания человека и вообще никак не
зависит ни от сознания, ни от воли, ни от эмоций человека.
Вследствие
этого, главная задача философии состоит
в том, чтобы различать Истинное Бытие, существующее объективно, от ложного
бытия, кажущегося бытия, созданного
механизмами сознания и психики человека.
Впервые разработал понятие Бытия и
сделал попытку определить, что же такое Истинное Бытие, древнегреческий философ
Парменид, который выделил несколько основополагающих качеств,
которыми должно обладать Истинное Бытие:
1. Вечность.
Истинное Бытие должно существовать без начала и без конца, то есть –
всегда, так как Бытие не может то существовать, то не существовать. Ведь, если
Оно может то существовать, то не существовать, то Оно может возникать и
исчезать. А в таком случае рассмотри – может ли Бытие исчезать?
Если мы
допустим, что Бытие может исчезать, то мы должны предположить, что Бытие должно
исчезать куда-то, что не есть Бытие, то есть в какое-то небытие. Но небытия
нет, и не может быть, потому что небытие – это ложное понятие, это абсолютное
ничто. Следовательно:
истинному Бытию некуда исчезать, Оно не
сможет никогда исчезнуть, и должно будет существовать вечно.
Кроме того,
Истинное Бытие не может возникать. Ведь, если Оно может возникать, то оно также
возникает откуда-то, где Его нет, то есть опять не из небытия, которого нет.
Следовательно,
Бытие, если оно может возникать, должно возникать только из какого-то другого
бытия. Но, если некое бытие вообще возникает из другого бытия, то оно никогда
не истинно, поскольку истинным всегда будет то Бытие, которое является причиной
существования и возможностью возникновения чего-то иного Себе.
Следовательно,
то, что возникает – никогда не есть
истинное бытие, так как оно есть всего лишь проявление действия какого-то
Истинного Бытия, и данное Истинное Бытие наделило его возможностью
существования. Истинным Бытием может быть только такое Бытие, которое само есть
возможность своего существования, и, благодаря этому, может наделить данной
возможностью ещё что-либо, кроме Себя.
Таким
образом:
Истинное Бытие никогда не возникало,
поскольку кроме Него Самого никто не мог бы дать Ему возможность существования.
Следовательно,
если истинное Бытие никогда не возникало
и никогда не исчезнет, то Истинное Бытие существовало вечно, и будет
существовать вечно.
2. Единость.
Истинное Бытие едино, поскольку всё, что не есть Бытие – это небытие, или
абсолютное ничто. Ведь, существовать
может или Бытие, или небытие, третьего не дано. Но небытия нет, и,
следовательно, вся множественность Бытия, всё Его многообразие и все Его
различия мнимы, и нет ничего, кроме Него самого, единого в самом в Себе и
тождественного самому Себе.
3. Неподвижность.
Истинное Бытие неподвижно, поскольку для
Его движения нужно еще что-то, кроме Него, в чём бы Оно двигалось, нужна некая пустота для Его движения, а
пустоты не бывает.
Рассмотрим:
что же такое может быть пустота?
– Если
пустота есть небытие, то она есть ничто, и тогда пустоты нет, и не может быть,
и движению Бытия не в чем осуществляться.
– Если
же пустота это некое другое бытие, то «другого бытия» не бывает, так как Бытие
едино и не бывает «другим». Тогда пустоты опять нет и Бытию опять не в чем
двигаться.
Таким образом
Бытие неподвижно и существует в строгих границах Самого Себя.
4. Неизменность.
Истинное Бытие неизменно, поскольку Бытие не может переходить ни в какое иное
Себе состояние, кроме как в небытие. Но, ведь, Бытие не может переходить в небытие, то есть в ничто, поскольку Оно
вечно и не может исчезать.
Если переходы между Бытием и небытием
невозможны, а они, как видно выше, невозможны, то Бытию недоступно никакое
другое состояние, кроме как Своё Собственное, и Оно неизменно.
5. Неделимость,
непрерывность, однородность. Бытие неделимо, поскольку есть только одно единое Бытие и его невозможно разделить на
два или более разных Бытия.
А если Бытие неделимо, то, оно, соответственно, непрерывно.
Таким
образом, если Бытие существует неделимо, непрерывно, неизменно и оно едино, то
Оно
тождественно Самому Себе в каждой Своей
части, то есть, является однородным.
6. Совершенство.
– Как не имеющее причины своего
возникновения, Бытие
абсолютно самодостаточно и абсолютно
ни в чём не нуждается для своего существования.
– Как единое, Бытие
замкнуто в Себе и, таким образом,
абсолютно закончено.
– Как неподвижное, Оно
существует в абсолютном покое.
– Как неизменное, Оно
не может уже ни развивать своё качество, ни терять его, следовательно, Оно
абсолютно завершено в своём качестве.
– Как неделимое, непрерывное и
однородное, Оно
абсолютно целокупно в любой момент своего существования.
Таким
образом,
если все основные качества Бытия абсолютны
и, следовательно, не содержат ресурса для какого-либо своего развития, то Бытие совершенно.
В дальнейшем,
используя разработки Бытия Парменида, философы
пробовали придать понятию истинного Бытия конкретику, или связать его с
каким-либо явлением или феноменом действительности, выдвигая концепции, что
истинное Бытие это:
1. Логос,
как совершенное, всеединое и разумное начало, как единство, которое
упорядочивает мир и делает его однородным, тождественным самому себе (Гераклит).
2. Числовые
соотношения, как неизменная и вечная основа гармонического единства мира (пифагорейцы).
3. Неизменные, неделимые, однородные первовещества (античные натурфилософы).
4. Вечные, неизменные, неделимые и
однородные атомы (Демокрит).
5. Вечные, неизменные, единые и
совершенные идеи (Платон).
6. – Первая форма, вечная и неизменная суть
бытия как такового;
– Перводвигатель, вечный и неподвижный источник всего
мирового движения;
– единство формы и материи, бытие отдельных вещей;
– совершенная цель Бытия, Бог, смысл Бытия
(Аристотель).
7. Вечный, единый, неизменный, неделимый
(един в трех лицах), однородный (единосущен
в трех лицах) и совершенный Бог (Христианство).
После этого в
философии стало намечаться сужение функционального применения категории Бытия.
Если со времен античности эта категория была призвана объяснить главную
причину, единую основу и саму возможность существования мира, то, начиная с Нового Времени, категория Бытия
стала разрабатываться в качестве критерия действительности (не ложности)
существования чего-либо, но без прояснения причин или основ его
существования. Таковыми были следующие критерии действительности чего-либо
существующего:
1. Декарт:
самоочевидное рациональное мышление («мыслю, значит существую»);
2. Спиноза:
существует единая, вечная и
бесконечная субстанция, являющаяся причиной самой себя, а всё многообразие
вещей мира есть всего лишь модусы этой субстанции.
3. Лейбниц:
существуют духовные, простые, неделимые, непространственные субстанции, монады, которые в предустановленной
гармонии формируют весь действительный мир.
4. Беркли:
существует только то, что может
восприниматься человеком.
5. Кант:
существует что-то, что недоступно нашему рассмотрению и
дано нам только в виде образа наших
мысленных понятий и суждений.
6. Гегель:
существует непрестанный
диалектический процесс превращения Абсолютной Идеи в Абсолютный Дух.
После Канта категория Бытия начинает
разрабатываться не как онтологическая категория, свободная от связи с нашим
сознанием, а как элемент гносеологии, нераздельно связанный с проблемами
сознания, с мышлением, с актами самосознания, процессами познания,
умственно-психической деятельностью «я», абсолютного Я, Абсолютного Сознания,
сознания субъекта и т.д.
Онтологический подход к категории Бытия
сохранил только марксизм, который, с одной стороны, понимал Бытие как материю во всех её формах и проявлениях, а, с другой стороны, понимал Бытие как деятельность людей также во
всех её формах и проявлениях (общественное
Бытие).
Другой
важнейшей онтологической категорией философии является «материя». МАТЕРИЯ – это реальный вещественный субстрат, из которого состоят все тела, и
который является основой или средой всего того, что чувственно воспринимается
человеком.
Определяющими онтологическими
характеристиками материи являются:
1. Протяженность.
Материя, как метафизическая категория, может пониматься как возможность
организации вещества в форму, как потенция образования вещества, как
доприродный источник элементов и т.д. Но, как онтологическая категория, материя
всегда есть вещество, организованное в форму, и, следовательно, всегда обладает
определенными размерами, то есть – протяженностью (длиной, шириной, длиной).
2. Место
в пространстве. Если материальное всегда протяженно, то у него должен быть
объем, а если у него есть объем, то оно занимает этим объемом (собой) определенную
часть пространства.
3. Масса.
Поскольку всё материальное имеет объем, то этот объем образуется определенным
количеством вещества, из которого оно состоит – массой.
4. Вес.
Поскольку всё материальное имеет массу, то оно стремится упасть на Землю под действием
силы тяжести, то есть обладает весом.
5. Движение.
Движение (как изменение вообще) – есть неотъемлемое свойство материи, поскольку
всё вещественное постоянно изменяется и вступает во взаимодействие друг с
другом.
Кроме того,
всё материальное, в той или иной мере, обладает такими свойствами, как инерция, непроницаемость, сопротивление
нагрузкам, притяжение и отталкивание.
В общем
смысле всех вышеперечисленных онтологических характеристик, материя – это то,
из чего вещественно состоит мир. Материя – это всё физическое, не умственное,
которое, является источником ощущений чувственного опыта.
В свою
очередь, всё вещественное, физическое, что дано человеку в его ощущениях, можно
разделить на то, что создано человеком, и на то, что не является результатом
его деятельности.
Всё то, что материально, но не создано
человеком, и может существовать независимо от его деятельности, выражается
онтологической категорией «природа». Природа, как онтологическое понятие,
обязательно формируется на основе материи и содержит в своей основе только
материю.
Природа, если рассматривать её с точки зрения обитания в ней человека,
может также пониматься как вся окружающая среда. В этом случае,
продукты человеческой деятельности уже будут входить в состав окружающей среды
в качестве её полноправных элементов в качестве так называемой «второй
природы».
Это
объясняется тем, что результаты деятельности современного человека по влиянию
на его жизнь стали соизмеримы с исходно данными природными явлениями. Таким
образом, Природа (как всё материальное, но не созданное человеком), или
окружающая среда (как среда обитания человека по формуле «природа + вторая
природа») есть онтологическая категория, выражающая собой совокупность всех
внешних естественных условий существования человечества.
Таким
образом, взаимосвязь категорий бытия,
материи и природы состоит в том, что все они являются онтологическими, то
есть объективными данностями мира, не
зависящими от сознания человека.
Кроме того, все эти категории входят в состав друг друга – и материя и природа
входят в состав бытия, а материя входит еще и в состав природы.
Различия же их состоят в том, что:
– бытие
определяет вообще всё существующее вне
сознания человека и независимо от него,
– материя
выражает вещественность бытия и его способность быть чувственно
воспринимаемым человеком,
– а природа
выражает организованность бытия в
качестве среды обитания человека.
|