Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания.
Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер
соотнесенности.
Познание – это процесс получения знания и
формирования теоретического объяснения действительности.
В
познавательном процессе мышление замещает реальные объекты действительности
абстрактными образами, и, оперируя ими, получает возможность теоретически
воспроизводить в сознании порядок реальной действительности.
Таким
образом, познание является результатом
взаимодействия двух участников познавательного процесса: субъекта и объекта.
Субъект познания – это познающее мышление, познающий индивид или группа
индивидов, а объект познания – это то (в составе действительности), на что
направлено познающее мышление, познавательная деятельность субъекта.
Взаимодействие
субъекта и объекта познания характеризуется тем, что объект в процессе познания остается пассивным, а субъект познания
проявляет активность:
– обнаруживает объект в опыте своих
ощущений;
– получает из ощущений некоторое
чувственное знание;
– создает с помощью разума абстрактную
модель объекта и формирует его теоретическое объяснение.
Таким
образом, процессы познания начинаются с простых форм знания, и переходят к
более сложным, постоянно увеличивая полноту и глубину познания
действительности.
В качестве
наиболее простой формы знания выступает чувственное познание.
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – это процесс формирования знания
непосредственным опытом чувственных ощущений человека.
Чувственные
ощущения – это отражение свойств реальности органами чувств человека. Ощущения, таким образом, есть не только
наиболее простые, но и наиболее
приблизительные формы знания действительности, поскольку:
1. Ощущения
единичны, и в момент познания дают собой представление только об отдельных
свойствах познаваемого объекта.
2. Полнота
характеристик объекта, его связей и отношения в действительности всегда превосходит познавательные возможности
ощущений.
3. Ощущения
не являются всеобще необходимой формой знания, они слишком субъективны, поскольку формируются в индивидуальном
сознании человека, предварительно возникнув в его индивидуальном теле. Таким
образом, они напрямую зависят от физиологических способностей к полноте
отражения тех или иных свойств действительности того или иного человека, а
также от особенностей его организма.
4. Ощущение
существует только при наличии ощущаемого объекта. Образ познаваемого объекта
в виде ощущения не может существовать в сознании субъекта без контакта органов
чувств субъекта с объектом познания, и, следовательно, ощущение не может участвовать в отвлеченных
познавательных операциях мышления.
Таким
образом, ощущения – это первая ступень чувственного познания, с которой
чувственное познание переходит к следующей своей ступени, к восприятиям.
ВОСПРИЯТИЯ возникают на основе ощущений, но
являются более сложной формой чувственного познания. Именно на стадии
восприятия начинается интеллектуализация рассудком материала единичных ощущений
и формирование из них общего понятийного образа объекта познания.
В этот
понятийный образ входят только те свойства объекта, которые непосредственно в
момент познания обнаруживаются органами чувств.
Таким образом,
восприятие – это обобщенный чувственный
образ объекта познания, расширенный мышлением за счет сложения в совокупность
всех его ощущений.
Восприятие
дает более полное представление об объекте познания, но, всё-таки, не может еще участвовать в сложных
операциях мышления, поскольку восприятие недостаточно абстрактно, потому
что всегда привязано к какому-либо определенному объекту, который чувственно
дан в конкретный момент познания.
Следующей
ступенью чувственного познания, которая имеет достаточно абстрактный характер,
чтобы стать участником абстрактных логических операций мышления, является
представление.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – это хранение в памяти и
воссоздание в воображении чувственно-наглядного образа действительности без
непосредственной чувственной связи с нею.
Представление
является одновременно и высшей формой
чувственного познания (так как воссоздает образ, представленный в
чувственных ощущениях и в его внешней, наглядной структуре), и первым шагом к абстрактному мышлению,
поскольку воссоздаваемый представлением образ не относится только к объекту,
данному на момент познания, а универсально применим в познавательной
деятельности.
Таким
образом, чувственное познание приобретает на своей высшей стадии
организованный, оформленный характер, порядок действительности в котором
воспроизводится только в своих внешних свойствах и в своих поверхностных
явлениях.
Для того чтобы действительность была
познана во всей глубине её сущности, в закономерностях её развития и в
законах её бытия, необходимо
рациональное познание, способное к логическим выводам и к теоретическим
обобщениям.
Рациональное
познание – это система познавательных операций, творческой силой которой
является разум. Именно творческая сила разума способна создавать обобщенную,
всеобще необходимую и объективную модель действительности в её истинном
соответствии реальному миру. Рациональное
познание, теоретически воспроизводя в сознании порядок действительности во
всей его глубине и сути, дает новое
знание, которое невозможно извлечь из чувственного опыта без работы разума.
Но разум не
отделим от чувств, и познание, поэтому, есть единый процесс взаимодействия
чувственного опыта и рационального мышления.
Познание
начинается с чувственного опыта, который не только дает ощущения, но и
одновременно сразу же возбуждает активность разума. Сам же разум, оперируя абстрактными умственными понятиями, уподобляет логический порядок создаваемой
им модели порядку реальной структуры действительности, данной в чувственном
опыте.
Таким
образом, чувственное и рациональное познания качественно различны, но находятся
в неразрывном единстве, что и определяет их соотнесенность: они являются
качественно разными ступенями органически единого познавательного процесса, где чувственное познание извлекает из
действительности и формирует содержание сознания, а рациональное познание
оформляет это содержание в теоретический образ действительности.
Познания имеет несколько исторически
сложившихся форм:
1. Обыденно-практическое
познание. Содержит элементарные сведения о человеке и о мире, полученные из
осмысления повседневного опыта. Это: природоведческие, сельскохозяйственные,
строительные, медицинские, ветеринарные, бытовые, этнографические,
ремесленнические, военные и пр. знания и навыки. А также: приметы, поверья,
традиции здравого смысла, этикета, обрядов, правил общения, хозяйственных
отношений и т.д.
2. Игровое
познание. Содержит сведения, получаемые из содержания игр познавательного,
исследовательского, экспериментального или делового характера. Это:
кибернетические, математические, физические, экологические, экономические,
военные, природно-климатические и прочие модели протекания сложных процессов,
вариантов их развития и средств воздействия на них со стороны человека.
3. Мифологическое
познание. Содержит реальные сведения о действительности, дополненные
вымыслом. Это: географические, исторические, событийные, бытовые, прикладные и
прочие знания, включенные в концепции и сюжеты мифов, сказок, былин,
эзотерических учений, космогонических теорий, народных верований и т.д.
4. Художественно-образное
познание. Содержит сведения о действительности, представленные в виде
художественных образов искусства. Это: исторические лица, объекты природы,
особенности быта, события, элементы вещественной культуры, специфика
мировоззрения людей, их нравы, чувства и т.д. в изобразительном искусстве,
сценическом искусстве литературе и т.д.
5. Религиозное
познание. Содержит сведения, как о реальной посюсторонней действительности
материального бытия человека, так и о предполагаемой потусторонней
действительности бытия богов и других нематериальных сущностей. Это: вся
совокупность реальных сведений о действительности, понимаемая в качестве
результата проявленных причин разумной и целенаправленной деятельности мира
истинного, потустороннего, обиталища Бога (многих богов) и других духовных
созданий.
6. Философское
познание. Содержит сведения о мире как о целом во всей совокупности
характеристик его бытия. Это: различные философские концепции и течения, дающие
свои теоретические объяснения действительности.
7. Научное
познание. Содержит сведения о мире в виде теоретической идеализации его
статистически закономерно протекающих процессов. Это: эмпирические данные
опытов, наблюдений, экспериментов над объектами природы и их теоретическое
осмысление, анализ социальных процессов и т.д. с точки зрения проявления
различного рода закономерностей.
|