Понятие общества. Основные идеи формационного и
цивилизационного понимания общественной жизни и истории.
Общество – это система взаимоотношений и
условий жизни и деятельности людей, объединяющая их в устойчивое совместное
сосуществование. Таким образом, общество это то, что объединяет людей в
систему определенных взаимоотношений.
Однако общество объединяет в себе не просто отдельные человеческие индивиды в
чистом виде, оно объединяет эти индивиды
в составе таких устойчивых
объединений, как «народ», «нация» и «государство».
Народ – это всё население, как таковое,
вовлеченное в совместную жизнь в системе какого-либо общества.
Нация – это общность людей, объединенных
единым языком общения, совместной
территорией проживания, похожим
психологическим складом, общей системой духовных ценностей и специфическим
осознанием своей неразрывности друг с другом.
Нация входит
в состав народа, а народ входит в состав государства.
Государство – это система власти, которая
распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.
Таким
образом, общество, как устойчивая форма взаимодействия людей, включает в себя
нацию, народ и государство.
Общество понимается
шире понятий нации, народа и государства, потому что включает в себя не только
эти три социальных объекта, но и вообще содержит в себе все бесчисленные
отношения, которые существуют, как между ними, так и между различными объектами
в их составе и между всеми этими объектами во всех их возможных пересечениях.
Следовательно,
общество – это единая система взаимодействия множества различных подсистем:
социальных, производственных, политических, духовных, этнических,
экономических, юридических, имущественных и других.
Особая специфика и особая сложность
общества состоит в том, что его главным смысловым элементом является человек, в
результате чего общество, в отличие от природных систем взаимодействия, обладает высокой степенью
непредсказуемости своего развития.
Благодаря
этому, общественное развитие – это процесс настолько сложный, что его
исследовательский анализ и теоретическое описание вызывают огромные трудности и
сопровождаются безостановочными концептуальными дискуссиями, в результате
которых возникали и возникают самые различные подходы к разработке гипотез,
объясняющих, так или иначе, историю возникновения и развития общества.
Наиболее
основательно разработаны два подхода к развитию общества:
1. Формационный
подход.
Формационный
подход разработан в рамках марксизма (исторический материализм) и
характеризуется идеей о том, что общество
в своём развитии проходит через
определённые, закономерно сменяющие друг друга исторические этапы –
общественно-экономические формации.
Общественно-экономическая формация – это
исторический тип общества, основанный на определенном способе производства,
который является базисом, основой данного типа общества, то есть определяет его
основные черты.
Сам способ производства представляет собой
единство двух элементов – производительных сил и производственных отношений.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ включают в себя:
1. Средства
производства, состоящие из:
– предметов труда (то, на что направлен
труд – земля, сырье, материалы),
– средств труда (то, чем
обрабатываются предметы труда инструменты, техника, оборудование, здания).
2. Людей.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – это отношения,
которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности
на средства производства.
Согласно
историческому материализму, существует закономерность:
производительные силы развиваются быстрее,
чем производственные отношения, потому что средства труда, знания и навыки
человека, занятого в производстве, совершенствуются, а производственные
отношения отстают от их нового уровня.
Со временем возникает противоречие: старые
производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных
сил.
Для того
чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных
отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая
формация.
Общественно-экономическая
формация меняется по определённым историческим ступеням, следующим друг за
другом в закономерной последовательности:
– первобытнообщинный
строй,
– рабовладельческий
строй,
– феодализм,
– капитализм,
– коммунизм.
Общество
неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая
общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей в силу того, что
смена формаций связана с совершенствованием производительных сил и производственных
отношений.
2. Цивилизационный
подход.
Цивилизация – это состояние общества в его
конкретный исторический период с точки зрения его достижений в материальной и
духовной области.
В
цивилизационном подходе цивилизация рассматривается в качестве основного
элемента истории, через черты и характеристики которого сама история общества понимается как история
человеческой культуры.
В этой
концепции развитие общества понимается как процесс изменений во времени
следующих факторов:
– материального
быта (производство, техника, жилищные условия, уровень питания и уровень
потребления материальных благ и т.д.),
– социального
быта (государственные порядки, сословно-классовое устройство общества,
семья, здравоохранение, образование, политические движения и т.д.) и
– духовной
культуры (наука, религия, искусство, философия, мораль и т.д.).
Существуют
самые различные концепции развития
цивилизации, среди которых можно выделить два основных блока:
1. Теории
стадиального развития цивилизации.
Теории этого
блока рассматривают цивилизацию как единый процесс общего прогрессивного
развития человечества, в котором выделяются определённые этапы, стадии.
Стадия в цивилизационном подходе понимается
как глобальное состояние культуры человечества на каком-либо историческом отрезке
в аспекте всеобщих макрохарактеристик общества – уровень знаний, степень
независимости от природы, основные формы хозяйственной деятельности, социальные
и духовные стороны жизни, отражающие в себе главные, столбовые особенности
общественного устройства.
То есть, при
определении той или иной стадии учитывается не какой-либо один признак (уровень научного знания или
степень социальной свободы, политическая организация или религиозные установки
и т.д.), по которому можно было бы концептуально или хронологически очертить
стадию, а берутся общие признаки, характеризующие состояние всех сторон
общества.
С точки
зрения стадиального подхода, история культуры человечества – это всеобщий и
единый процесс, в пределах которого
стадии сменяются под действием общечеловеческих законов развития,
распространяющих своё влияние в той или иной форме абсолютно на все народы.
Несмотря на
существенные различия в образе жизни и уровне культуры различных народов, и
несмотря на совершенно различные темпы и формы цивилизационных процессов у
разных народов, все народы каждый
по-своему, но проходят одинаковые стадии
своего развития.
Перечень
подобных стадий варьируется в зависимости от той или иной концепции. В
частности, значительно распространена следующая классификация стадий:
1. Стадия
дикости, на которой человек сделал первые
шаги от дикости к культуре: начал приручать животных, приобрел первые
ремесла, стал изготавливать орудия труда и охоты, освоил примитивные способы
строительства, установил некоторые правила общежития, создал первые формы
искусства, религиозные верования, обычаи и начал пользоваться огнем.
2. Стадия
варварства, которая характеризуется переходом к земледелию или к скотоводству,
что в корне меняет состояние человеческого общества, делая его достаточно
независимым от природы и стимулирет развитие знания и ремесел – получение и
обработка металла, астрономические знания, ирригация, кулинария, сложные
религиозные воззрения и культы, мифология, насыщенная социальная иерархия,
разделение обязанностей в обществе, политические объединения с выходом за
пределы семьи или племени и т.д.
3. Непосредственно
цивилизация. Начинается с изобретения письменности, поскольку именно
письменность является орудием сохранения, распространения и передачи потомкам
знаний и духовных ценностей.
С появлением
подобного орудия (письменности) стал возможен процесс накопления
интеллектуальных и духовных ценностей. Поскольку непосредственный смысл
человеческой культуры состоит в его возвышении над природой, над её физическими
законами, то цивилизация, как культура, начинается только тогда, когда
умственные законы приобретают с появлением письменности силу и возможность
развиваться до различных степеней своего возвышения над физическими законами.
В итоге
процессов развития, цивилизация меняет своё состояние и приобретает те или иные
новые доминирующие характеристики, то есть, сама стадия цивилизации в
человеческой истории принимает ту или иную форму, в зависимости от
складывающихся общественных условий и развития культуры.
Так, по применяемой иногда классификации человечество прошло стадию земледелия,
затем стадию промышленного производства, затем техногенную стадию и теперь
переходит в стадию информационной цивилизации.
2. Теории
локальных цивилизаций.
Блок этих
теорий исходит из того, что в истории человечества
возникают и развиваются отдельные цивилизации, то есть некие большие
исторические общности людей, которые занимают определённую территорию и имеют
свои, присущие только им особенности социально-экономического, политического и
культурного развития.
Локальные цивилизации составляют общий поток человеческой
истории, оставаясь в нём обособленными элементами. Они могут замыкаться в
границах отдельных государств (китайская цивилизация, русская цивилизация,
индийская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств
(западноевропейская цивилизация, латиноамериканская цивилизация, арабская
цивилизация).
С течением времени локальные цивилизации
меняются, как под действием внутренних процессов развития, так и отвечая на
внешние вызовы со стороны других локальных цивилизаций, но в них остаётся некая основа, некое «ядро», благодаря которому каждая
локальная цивилизация принципиально
отличается от другой.
Таким
образом, стадиальная теория видит в
истории действие единых для всего человечества законов развития, а локальная
теория концентрируется на индивидуальном разнообразии исторического процесса
отдельных обществ.
Но обе эти цивилизационные теории главным
фактором развития общества считают человека, его интеллект и его духовное
развитие.
То есть цивилизационный
подход характеризуется тем, что творцом человеческой истории является только
сам человек, а не какие-либо неумолимые закономерности, которым человек
вынужден подчиняться.
При этом все цивилизационные теории разделяют
цивилизации по форме и по содержанию на два основных типа:
1. Традиционный
тип. Общества этого типа направлены не на преобразование природы, а на
адаптацию к ней. Исповедуя размеренный и неторопливый путь развития, не
затрагивающий вековых традиций и ценностей, эти цивилизации не поощряют
стремления целенаправленно менять производственные, социальные, религиозные,
этнические и прочие формы своего состояния. Обычаи и ценностно-духовные приоритеты в этих обществах ставятся выше
экономических (страны третьего мира, в основном в Азии, на Ближнем Востоке
и в Африке).
2. Западный
тип. Общества этого типа направлены на подчинение себе природы, на развитие
массового производства, на ускорение темпов развития, на постоянное
преобразование социальных отношений, традиций и обычаев жизни. Ценностно-духовные приоритеты подчинены
экономическим, а безусловной ценностью является научное знание и
научно-техническое совершенствование.
Если в
традиционном типе общества превалирует аграрное и натуральное хозяйство, то в
западном типе хозяйство базируется на разделении труда, на специализации форм
производства, на механизации и автоматизации промышленности, на подчинении всех
достижений общества развитию промышленной индустрии и финансового сектора.
Преобладающим
типом современного общества выступает западный тип индустриального общества,
которое переходит в постиндустриальную свою стадию, где к решающим факторам
развития – к деньгам и доступу к сырью – добавляется такой фактор, как высокий
уровень менеджмента, знаний и систем управления.
В дальнейшем,
как предполагается, постиндустриальный этап западного типа сменится
информационной цивилизацией, характеризующейся доминированием систем
информационного управления всеми жизненно важными системами общества.
|