ЭМПЕДОКЛ ИЗ АГРИГЕНТА
Основная
изучаемая проблема первоначало всех
вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир?
Представители Эмпедокл.
Основные
достижения учение о четырех вечных и неизменных первоэлементах мира – огне, воздухе, воде и
земле.
ЭМПЕДОКЛ. Архэ – это огонь,
воздух, вода и земля:
1. Нет мысли очевиднее, что всё в мире
представляет собой или природу огня, или природу воды, или природу воздуха, или
природу земли. Следовательно, не должно быть и мысли очевиднее той, что
первоэлементы мира, создавшие его, также имеют этот четырехкомпонентный состав
– огонь, воду, воздух и землю.
2. Нет мысли очевиднее, что всё в мире или постоянно нарождается, или
постоянно умирает, но в разумной гармонии. Следовательно, это процесс не случайный, не хаотичный, а
разумный, то есть кем-то руководимый, и это процесс не эпизодический, а
космический, то есть, присущий миропорядку по его сущности. А, если это процесс руководимый и
космический, то и руководить им должны разумные и космические сущности – боги.
3. Теперь рассмотрим природу
нарождающегося и умирающего в процессах мира.
Что касается
чего-то нарождающегося в постоянном процессе изменений мира, то оно
произрастает количественно – в размерах, в пропорциях, в весе, в численности и
т.д.
Тогда можно
сказать, что нечто нарождающееся произрастает количественно из-за того, что
собирает в себя первоэлементы мира. По признаку главного действия – соединения
– это сходно с любовью. Следовательно, процессами нарождения в мире руководит
богиня любви.
Таким
образом, богиня любви постоянно
соединяет четыре первоэлемента в вещи, а качественная разница всех вещей
определяется разной пропорцией содержащихся в них этих четырех первоэлементов.
4. А нечто умирающее в этом процессе
сходно с распадом, то есть с потерей элементов, что по основному действию –
разъединению – сходно с враждой. Следовательно, процессами умирания управляет богиня вражды, то есть, эта богиня постоянно разлагает все вещи на четыре
первоэлемента мира.
5. Поскольку первоэлементы разъединяются, но мир снова собирается из них в прежнем
количестве, то, следовательно, эти
первоэлементы неуничтожимы, не заканчиваются, не исчезают, и, стало быть,
эти первоэлементы вечны.
6. Поскольку
первоэлементы разъединяются, а потом снова соединяются в одни и те же вещи
мира, то эти первоэлементы неизменны,
потому что мир разумно многообразен, но не беспорядочен.
7. Таким образом, в мире действуют две противоположные силы – одна из них постоянно
соединяет первоэлементы в разные вещи мира, а другая, в это же время, постоянно
разъединяет эти вещи на первоэлементы.
8. В результате постоянного и
одновременного действия этих противоположных сил, постоянно возникают моменты, когда та или другая сила преобладает,
из-за чего постоянно появляются и исчезают вещи, меняются пропорции
первоэлементов в вещах, меняются сами вещи, и, благодаря всему этому, постоянно
изменяется сам мир.
9. Это переменное по успеху противостояние
противоположных сил мира говорит о том, что наблюдаемый нами мир является промежуточным состоянием между двумя
крайними циклами преобладания то одной, то другой силы.
10. В цикле преобладания богини любви весь
мир превратится в шар, вобрав в себя все элементы, потому что у шара самая совершенная по экономичности форма объединения
вещества, а миру, как космосу, свойственны совершенство и гармоничность.
11. В цикле же преобладания богини вражды все
первоэлементы разъединятся, и мир распадётся.
|