ШКОЛА ПИФАГОРЕЙЦЕВ
Основная
изучаемая проблема первоначало всех вещей; из чего произрастает гармония мира?
Представители мощное
религиозное движение, община, ученая каста, орден со сложными ритуалами и строгой системой посвящения. Полный
покров тайны над обрядами и положениями для чужих, и такая же закрытость особо
важных тайн даже от множества своих.
Элита ордена – математики. Основатель – Пифагор, математик, астроном и
духовный наставник многих ученых того времени.
Основные
достижения первое формулирование математики, как
способа описания бытия; попытка разработать концепцию универсального применения
числа к познанию мира.
ПИФАГОРЕЙЦЫ. Архэ – это число:
1. Следует признать, что первовещество,
архэ, если мы хотим его отыскать, изучить и познать, должно для нас проявиться
только в каком-либо обязательно универсальном признаке мира, потому что архэ
создаёт мир универсально из себя.
2. Итак, что же такого универсального
видит человек в мире, когда изучает или познает его?
Универсально,
то есть всегда и везде, человек видит возможность измерить любое явление мира.
Таким образом, изучить и познать
какое-либо явление в мире в универсальном смысле – это, прежде всего, измерить
его.
Это
универсальное познавательное действие, измерение – есть не только действие по
сложившейся возможности, это есть непосредственно первое и необходимое познание
той или иной вещи, того или иного явления, ибо через измерения мы даем этим
вещам и явлениям качественные определения, которые проявляют для нас то, что
они есть по своему существу.
3. Таким образом, весь мир во всех его частях можно универсально выражать в числе,
и через это число вообще понимать, что есть такое та или иная часть мира.
Следовательно,
общее для всего мира, что содержится в каждой его части – это число, и поэтому число должно считаться началом
всех вещей, первоначалом мира, архэ.
4. Но обратим внимание, что число является также и первоначалом всего в
математике, и, следовательно, мир и математика имеют одну общую структуру –
арифметико-геометрическую, так как и мир, и математика исходят от одного и того
же универсального первоначала – числа.
5. А что же такое математика в универсальном
смысле? В универсальном смысле математика – это есть числовые закономерности.
Из этого следует признать, что, если
мир и математика структуроподобны, то в
мире царят математические законы, которые суть даже не законы математики, а
вообще законы существования универсального первоначала мира – числа.
6. При практическом рассмотрении явлений
мира следует признать, что эта мысль справедлива, ведь к закономерностям
числовой структуры можно свести все видимые и слышимые явления в мире, даже
акустику и музыку.
Числовые
закономерности проявляются во всех предметных вещах, и, таким образом, весь видимый мир является лишь внешним
образом некоей внутренней структуры числовых законов.
Мир,
следовательно, потому и является таким точным, упорядоченным и закономерным,
что в нем проявляется действие главного закона любой числовой структуры –
выражать свои внутренние, точные порядки и закономерности, независимо от
каких-либо внешних факторов, или от чьего-либо произвола.
7. Следовательно, всё, что имеет в мире
точное внутреннее значение, независимое от внешнего постороннего желания – есть
свойство чисел создавать из своего наличия строгие закономерности.
И мы видим,
что даже то, что нельзя увидеть или услышать, даже то, что невозможно измерить
и выразить числом, даже это имеет своё точное внутреннее значение, независимое
от внешнего постороннего желания, например – нормы поведения и морали. Таким
образом, даже нормы поведения и мораль этого мира выражают собой и проявляют в
себе закономерности какой-то числовой структуры.
Следовательно,
начала всех вещей не в огне, не в воде, не в земле или воздухе, или в чем-то
там ещё другом, а в числе, и число
определяет не только предметный мир вещей, но и духовные процессы этого мира.
|