Характеристика философии нового времени (XVI-ХVIII).
Ее основные направления и виднейшие представители
(Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм).
В XVI-ХVIII веках
начался период развития философии, который принято называть философией Нового
времени. Новое Время
характеризуется тем, что в этот период в европейской истории:
– наступает эпоха великих географических открытий, стимулирующая приток золота
из Нового Света и оживившая этим экономику Европы; появление новых видов
товаров развивает торговлю, транспортную систему, мореплавание, перекраивает
социальные связи, формирует новые привычки и потребности, встряхивает весь
социальный уклад Европы, формирует новую жизненную позицию, широкую по
взглядам, любопытствующую во всём, проникнутую живым интересом к новшествам, к
изменениям, к усовершенствованиям, к путешествиям, к науке, к изобретательству
и вообще к активной, свободной жизни;
– оздоровившаяся экономика стимулировала
быстрое развитие промышленности;
промышленные процессы стали усложняться, появилось много производственных
технологий, что само по себе резко расширило базовую сумму научных знаний и
одновременно стимулировало активный поиск новых знаний;
– астрономическая революция Коперника
полностью изменила взгляд на физическую картину мира, а введение Галилеем в
науку метода физического эксперимента сформировало основы нового естествознания; в результате этого поиск новых знаний
стал приобретать научный характер, а развитие математики позволило на основе
теоретически спланированных наблюдений и экспериментов создавать научные
теории, описанные языком алгебры и геометрии; оформляются фундаментальные науки, такие как механика, физика,
химия, экспериментальная биология.
В итоге всего этого
возникает большое количество не только новых знаний о мире, но и много сложных
научных проблем, требующих философского осмысления.
Активный процесс
философского осмысления новых проблем и новых знаний пробудил интерес к разработкам в методологии
познания.
В результате философия
перестает быть логическим обоснованием интуитивно выведенного знания, а
начинает превращаться в истолкование научно определенных фактов. Возникает
ситуация, когда наука экспериментально
добывает знания, а философия формирует из них научную картину мира.
В итоге познание
становится центральной проблемой философии, а сам этот период в развитии
философии приобрел гносецентристский
характер (от греческого «gnosis» – знание, познание).
Основными направлениями философии Нового времени были:
1. Рационализм
(от латинского «ratio» – разум), где главным источником
знания считается разум, то есть умозаключения, идеи, мысли и понятия. (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
2. Эмпиризм (от
греческого «empiria» – опыт), который утверждает, что все знания возникают из
опыта и наблюдений. (Бэкон, Гоббс, Локк).
|