ДЖОРДЖ БЕРКЛИ.
Субъективный
идеалист епископ Беркли отрицал истинность существования материи. Аргументы Беркли состоят из следующих
частей:
1. Если
предположить, например, существование материи в качестве гипотезы, то следует
подтвердить эту гипотезу наличием в окружающем мире хоть каких-либо её
характеристик, то есть тех свойств, которые непосредственно относятся к
материи, как таковой. Ведь, о чем бы мы ни говорили, что оно существует, мы
должны начать с того, что вот перед нами те или иные его признаки или явления,
через которые мы обнаруживаем его существование.
2. Однако какую материальную
характеристику мы не приводили бы в подтверждение гипотезы о существовании
материи, это всегда будет только лишь какое-либо частное свойство какой-либо
отдельной вещи, но не самой материи как таковой.
3. Таким образом, у нас есть все причины
говорить о существовании вещей на том основании, что мы можем чувственно воспринимать
их те или иные отдельные свойства. Но у нас нет никаких причин на этих же
основаниях говорить о существовании непосредственно чего-то, что можно назвать
материей, так как мы не можем чувственно
воспринимать какие-либо свойства, которые подтвердили бы её индивидуальное и
разделенное с вещами наличие в бытии.
4. Следовательно, если мы что-то
чувственно воспринимаем, то оно существует, а если не воспринимаем – то не
существует.
Но тогда
получается, что если нечто может существовать, то это сопровождается
возможностью чувственно воспринимать его свойства.
А если нечто
не может существовать, то это нечто также не сможет чувственно восприниматься
человеком.
Следовательно,
критерием существования чего-либо является воспринимаемость его человеком.
Тогда, в свою очередь, получается, что если мы
ищем аргумент для подтверждения существования чего-то, то мы можем приводить
такой: нечто существует, потому что мы его воспринимаем.
А если мы
ищем аргумент, отрицающий существование чего-то, то мы можем приводить следующий
– нечто не существует, потому что мы его не воспринимаем.
И получается,
наконец, что если мы воспринимаем индивидуальные вещи через их индивидуальные
свойства, принадлежащие только им, то, следовательно, эти вещи существуют. А
если мы не воспринимаем никаких индивидуальных свойств материи, принадлежащих
только ей, как таковой, то, следовательно, материи не существует.
5. Но даже если переступить через этот
вывод, и даже если предположить, что материя, все-таки, существует, то эти
усилия совершенно никому не нужны и совершенно не имеют никакого положительного
значения. Потому что даже искусственное признание существования материи ничего
не добавит, например, к нашим ощущениям вещей, или, скажем, к познавательной
возможности науки или философии, поскольку материя, без ощущения нами её
индивидуальных свойств, может существовать только в виде общей идеи, которая
ничего конкретного не может добавить к свойствам изучаемых вещей.
Таким
образом, даже сама идея о том, что
материя может существовать, ничего не меняет для конкретного знания о
конкретном мире, что еще раз подтверждает совершенную искусственность и не
обязательность вообще идеи материи.
6. Но обратим внимание, что свойства
вещей, которые мы воспринимаем – эти свойства воспринимаются нами психически (в
уме), и существуют психически (в виде линий, цветов, фигур, оптических
соотношений, звука, запаха и т.д.) в нашем разуме.
Следовательно,
этот единственный критерий существования
любой вещи – ее воспринимаемость человеком, есть критерий психический.
Тогда
получается парадокс – нечто существует одновременно и психически и материально.
Ведь материальные свойства материальной
вещи, которые есть признак её материального существования, они одновременно же и психические свойства
этой вещи, которая существует у нас в уме психически.
А когда нечто одновременно
существует и материально и психически, то это невозможно уже само по себе,
и, следовательно, одно из этих
существований есть истинное, а другое ложное. Чтобы определить, какое из
этих существований есть истинное, следует применить какой-либо критерий
истинного существования. А поскольку,
единственный критерий истинного существования, как мы сказали выше – психический, то истинно существует только дух, а не материя.
|