Антропологический принцип философии Фейербаха.
Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.
Людвиг
Фейербах в своём мировоззрении исходил из критики философской системы Гегеля:
1. Прежде всего, духовное начало не может
быть истинным бытием, поскольку единственно истинным, бесспорным и самоочевидным бытием является не «я» человека, а
то, что ему дано в ощущениях. Поэтому неправильно, когда из самоочевидности
идеального, духовного «я» выводится логическая цепочка, приводящая к
самоочевидности некоей идеальной, духовной первосущности мира.
2. Кроме того, органом познания является
не логическое мышление, а непосредственно чувства человека. Потому что не
логическое мышление, а именно физические
чувства человека являются поставщиками бесспорных ощущений.
Следовательно,
если чувства человека являются не просто органами познания, а органами
бесспорного познания, то, соответственно, бесспорной первосущностью мира
является то, что бесспорно познается физическими чувствами. А физическими чувствами бесспорно познается материя, следовательно, материя есть, в
таком случае, бесспорная первосущность
мира.
3. И, наконец, достоверность чувственного (материального) бытия подтверждается тем,
что оно одинаковым образом доступно другому человеку, что говорит о его
подлинной реальности.
4. И тогда получается, что физические чувства человека являются
органами познания, а физические чувства другого человека являются критерием
реальности познанного. И, следовательно,
все проблемы познания располагаются в чувствах человека, а главным, универсальным и высшим
предметом философии, является сам
человек, поскольку чувства не существуют сами по себе – чувствует только человек.
Исходя из
этого, следует признать, что философия, как
универсальная наука, в этом случае
должна стать антропологией – учением о сущности человека, ибо сущностью
человека определяется природа чувств.
В
соответствии с этим, философия должна стать так же и физиологией, поскольку без физиологии невозможно достаточно
успешно исследовать природу чувств, как органов познания.
5. Следовательно, основной вопрос
философии об отношении бытия к сознанию – есть вопрос о сущности человека,
поскольку мыслит лишь человек и вопрос этот, соответственно, может получить
фактическое решение только в фактической деятельности человека, которая тоже
всегда есть, в свою очередь, продукт его мышления.
6. Но, ведь, если природа (материальное)
есть единственная реальность, а человек неотделим от природы, являясь её
продуктом, то, в этом случае и само
мышление человека есть лишь его биологическая, физиологическая
деятельность, то есть – деятельность
самой природы.
7. Таким образом, если в человеке мыслит
сама природа, то следует признать, что в
человеке и благодаря человеку природа ощущает себя, созерцает сама себя и мыслит о себе. Следовательно, изучение
человека, то есть, антропология, есть изучение природы, как единственной
реальности, из чего можно сделать вывод, что антропология может познать не только человека, но и природу.
Таким образом, мир может быть полностью
познан с помощью антропологии.
8. Но для познания мира все равно
необходимо привлекать теоретическое мышление, несмотря на то, что источником
познания является природа, а органами познания являются ощущения.
Потому что
для познания недостаточно одних только ощущений и элементарной умственной
деятельности, ведь, сознанию необходимо собрать ощущения, сравнить их между
собой, провести различия, классифицировать, обнаружить скрытое, не являющееся в
ощущениях, содержание, и т.д., то есть без теоретического мышления не обойтись.
9. Однако критерием истинности работы
сознания должно оставаться чувственное впечатление, что остается задачей
антропологии и физиологии, но не только их одних, поскольку чувственные данные
следует подвергать методам сбора и анализа высшего порядка, то есть, привлекать
естествознание.
Таким
образом, на этом антропологическом подходе, то есть через природу и сущность
человека, возможно познание любого объекта или сферы действительности.
Примером
антропологического подхода Фейербаха к исследуемой проблеме можно взять рассмотрение им сущности религии:
1. Антропология должна исходить из того,
что единственной реальностью являются
ощущения человека, и, следовательно, персонажи религий, как не ощущаемые
органами чувств, являются продуктом человеческого воображения и не более
того.
2. Откуда же тогда берутся религиозные
воззрения? Они проистекают, как сказано выше, из воображения человека, но само
воображение человека – это продукт его человеческой природы, и, следовательно,
сама религия тоже должна быть не чем иным, как порождением человеческой
природы.
3. Таким образом, не боги создали людей, а
люди создали богов своим воображением, присущим человеческой природе.
Следовательно, если рассмотреть характер религий, то боги – это то, чем человек хотел бы стать, но не может.
Каждый
человек стремится к счастью, но действительность создает этому множество
препятствий, которые человек бессилен преодолеть. Создавая бога, человек
стремится устранить противоположность между тем, что есть, и тем, что должно
быть по его пониманию. Поэтому он наделяет бога могуществом и возможностями,
которыми не владеет сам, олицетворяя в этом свою мечту о преодолении
непреодолимых препятствий к счастью.
4. Следовательно, мы видим в этом процессе
мечту о реализации лучших устремлений человека, которые, в свою очередь,
являются продуктом самого лучшего, что есть в его душе. Таким образом, человек пытается реализовать в боге не
только свои лучшие мечты, но и свои самые лучшие духовные качества, то есть он отчуждает это лучшее от себя и наделяет его самостоятельной силой, иллюзией
независимости от себя и природы.
5. Но на самом деле существуют только
человек и природа, и человек, как вершина природы, должен это осознать и вместо
отчуждения лучшего из себя в иллюзорные божественные сущности, направить это
лучшее на других людей. Вместо того чтобы любить какого-то выдуманного бога и
поклоняться ему, следует любить и поклоняться человеку и жить по принципу
«человек человеку – Бог».
|