PSHTD философия

Форма входа

Главная » 2013 » Сентябрь » 28 » Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Г.В. Плеханов, В.И.Ленин).
22:22
Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Г.В. Плеханов, В.И.Ленин).

Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Г.В. Плеханов, В.И.Ленин).

 

В противоборстве идей славянофилов и западников в России в конечном итоге победила западная ориентация, которая тяготела к идеям популярного в то время в Европе марксизма. На смену народничеству с его идеями крестьянских революций и общинного русского социализма, пришел так называемый «легальный марксизм», призывающий к повторению западноевропейского опыта капиталистической организации экономики.

ЛЕГАЛЬНЫЕ МАРКСИСТЫ отрицали любое насилие в политическом процессе, утверждали перспективность капитализма для России и предлагали совершенствовать общество путём демократических реформ.

Из учения Маркса легальный марксизм взял за основу положение об экономической прогрессивности капитализма относительно к феодализма и тезис о закономерной смене феодализма капитализмом.

Русский легальный марксизм считал учение Маркса «отчасти верным», признавая закономерность прихода капитализма в Россию, но отрицал необходимость революционной замены капитализма социализмом.

Основателем и первым идеологом легального марксизма в России стал Петр СТРУВЕ.

Струве объявил капитализм высшей ступенью развития общества, который закономерно пришел на смену устаревшему феодализму и не должен теперь никуда уходить с исторической сцены. Капитализм понимался им в качестве экономически прогрессивной формы хозяйствования, которая даст стимул экономическому и социальному росту России.

Фатально предопределенную смену капитализма социализмом Струве отрицал, и вместо революционного свержения капитализма (по Марксу), предлагал постепенное изменение капиталистического общества в сторону его либерализации и увеличения свобод с помощью демократических реформ, но при сохранении частной собственности.

 

Поскольку всё движение человеческой истории легальные марксисты понимали как закономерную смену экономических форм хозяйствования, то их более всего привлекали в учении Маркса именно методы финансово-экономического анализа капиталистического производства.

Михаила ТУГАН-БАРАНОВСКОГО особенно волновали проблемы эффективности сбыта произведенной продукции при капитализме.

Специфика капиталистического производства, по Туган-Барановскому, состоит в том, что производство при капитализме перестает быть средством удовлетворения реальных потребностей населения и государства, и превращается в техническое средство для создания частного капитала.

Невзирая на реальные потребности общества в продукции того или иного предприятия, законы конкуренции и задачи увеличения финансовых накоплений заставляют хозяина предприятия постоянно расширять производство и повышать его интенсивность. Это является главной положительной чертой капитализма – постоянное стремление производителя внутренне совершенствоваться и двигаться вперед, несмотря на отсутствие внешнего спроса на его продукцию.

Но при этом производство превращается в экономически не обоснованную самоцель, и складывается ситуация, когда, несмотря на то, что каждое предприятие, стремящееся к расширению производства, повышает свою организованность, всё государство при этом понижает свою организованность, поскольку потребности государства и населения в продукции предприятий отстают от темпов её выпуска.

В итоге возникает кризис перепроизводства, предприятия несут убытки, а производство сворачивается. Подобный кризис является закономерным и периодически повторяющимся этапом любого капиталистического хозяйствования. Но это не повод отказаться от капитализма, поскольку основа у него здоровая и следует лишь ввести планомерную организацию производства, а также совершенствовать систему общественных отношений.

 

На базе легального марксизма в 90-х гг. в России возникло марксистское течение, названное «экономизмом».

ЭКОНОМИСТЫ единственно допустимыми средствами отстаивания интересов пролетариата считали экономические формы борьбы (стачки, требования, присутствие на заседаниях фабричного руководства, участие в городском самоуправлении и т.д.). Сферой интересов пролетариата они считали только экономические вопросы, отказывая пролетариату в праве на самостоятельные политические цели вне союза с другими слоями общества.

По их мнению, пролетариат плохо воспринимает политические лозунги, не обладает политическим сознанием, его рано еще учить социализму и он не способен создать свою политическую партию. Но в системе организованной легальной борьбы с властью, под руководством других, более зрелых оппозиционных слоев общества, пролетариат может живо откликаться на проблемы своих экономических и профессиональных интересов, и способен стать серьезной силой в легальной коалиции под руководством политических союзников.

В составе этой политической коалиции пролетариат сможет усиливать процессы постепенной демократизации монархического режима, в результате чего без всяких политических переворотов и насильственных действий политические и государственные формы правления в России изменятся в прогрессивном направлении.

Георгий ПЛЕХАНОВ был пропагандистом РЕВОЛЮЦИОННОГО МАРКСИЗМА В РОССИИ и боролся с идеями легальных марксистов и экономистов.

Освобождение пролетариата Плеханов считал возможным только с использованием революционных форм политической борьбы на базе социал-демократической программы.

По этой программе революция должна быть буржуазной, поскольку своими силами, без помощи буржуазии, пролетариат не сможет произвести преобразования в обществе. Поэтому пролетариат должен просто получить максимальные выгоды от этой революции, не претендуя на всю власть в новом государстве.

На этом этапе пролетариат в союзе с буржуазией должен уничтожить монархию, что гораздо вернее и много важнее, чем непредсказуемо сразу же начать воевать с буржуазией. Для борьбы с буржуазией придется еще значительно повысить политическое самосознание рабочего класса и создать социалистическую рабочую партию. Только после этого пролетариат сможет превратиться в самостоятельную политическую силу и свергнуть капитализм.

Благодаря усилиям Плеханова марксизм возобладал в социал-демократическом движении России, и в начале XX века в нем заметную роль стали играть радикальные элементы, объединившиеся вокруг Владимира Ленина.

РАДИКАЛЫ-ЛЕНИНЦЫ главные усилия направили на создание социал-демократической «партии нового типа», состоящей из профессиональных революционеров, которые возглавят и организуют борьбу рабочих масс.

Это радикальное крыло социал-демократов, «большевики», в качестве главной цели своей политической программы приняли идею установления в России «диктатуры пролетариата», которая, взяв на себя власть в переходный после пролетарской революции период, насильственно уничтожила бы буржуазное государство и буржуазное общество. Диктатура пролетариата – это власть, не ограниченная никакими законами, которая опирается только на силу победившего пролетариата. Руководит диктатурой пролетариата партия, которая начнет складывать новую систему государственной власти для построения социалистического государства и социалистического общества.

Диктатура пролетариата это власть «революционного народа», а революционным народом не может быть крестьянство, привязанное собственностью к земле. Не может быть революционным народом и вообще никакой другой слой общества, обладающий тем или иным своим имуществом. Революционным народом может быть только пролетариат, рабочий класс, у которого нет никакой собственности и которому нечего терять, кроме собственных цепей.

В исторической перспективе, после победы мировой пролетарской революции и создания всемирного социалистического государства, диктатура пролетариата станет общемировой системой власти. Дальнейшей окончательной целью этого процесса радикальные социал-демократы, большевики, ставили по мере перерастания социализма в коммунизм задачу отмены государства, как средства насилия над людьми. При коммунизме исчезнет надобность в насилии и в подчинении одних людей другим, а государство станет ненужным.

 

Теория Маркса в дальнейшем господствовала в России как теория «марксизма-ленинизма», состоящая из трех частей:

философии (диалектический материализм и исторический материализм),

политэкономии

и научного коммунизма.

Новое в российском марксизме (марксизм-ленинизм):

1.         Выдвижение тезиса о переходе капитализма в свою последнюю стадию – в империализм, как в высшую ступень развития монополистического капитализма, предваряющую социалистическую революцию.

2.         Разработка закона о неравномерном развитии капиталистических стран в эпоху империализма и выдвижение идеи о возможности победы социализма в одной или нескольких из них (а не во всех капиталистических странах сразу по Марксу).

3.         Теория перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую.

4.         Учение о социалистической революции, о роли пролетариата в ней, и о коммунистической партии, как авангарде пролетариата.

Просмотров: 369 | Добавил: Pshtd | Теги: легальное и революционное направлен, М.И. Туган-Барановский, Марксистская философия в России, Г.В. Плеханов, В.И.Ленин). | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Архив записей

ссылки

  • Прикольные футболки, толстовки, кепки, кружки и другие товары на заказ
  • Как заработать на ucoz'овских сайтах ничего не делая?
  • Зарабатывать легче чем вы думали!