PSHTD философия

Форма входа

Главная » 2013 » Сентябрь » 28

Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура.

 

Прогресс в общем смысле – это развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к сложному.

Общественный прогресс – это постепенное культурное и социальное развитие человечества.

Идея прогресса человеческого общества стала формироваться в философии с древнейших време ... Читать дальше »

Просмотров: 667 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Аналитика внутреннего мира человека:
проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия.
Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала.

 

Внутренний мир человека – это единый духовный опыт взаимодействия его личности как с внешними фактами бытия, так и с собственным «я».

Таким образом, внутренний мир человека дан ему непосредственно в прямом созерцании собственным сознанием собственных же процессов сознания. Поэтому для человека в его внутреннем мире одинаков ... Читать дальше »

Просмотров: 554 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Культура и духовная жизнь общества. Культура
как определяющее условие становления и развития личности.

 

Культура – это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.

Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные явления бытия, так и отдельные его частные явления. В широком смысле культура – это уровень материального и духовного развития общества. В частных смыслах, культура – это и некие вечные духовные ценности, и степень образованности общества, и его политическая культура, и его бытовая культура, и материальная культура, и нравственное или эстетическое ... Читать дальше »

Просмотров: 361 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Научная и религиозная формы общественного сознания. Характер их исторического развития. Их роль в современном обществе.

 

НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ – это система экспериментально установленных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке.

Основным содержанием научного сознания является природа, человек и общество в целом в их материально распознаваемых характеристиках бытия и в закономерностях развития.

... Читать дальше »

Просмотров: 370 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно-интеллектуального содержания личности.

 

Нравственностьэто понятие, которое является синонимом морали. Мораль – это совокупность норм и правил поведения людей, выработанных обществом.

Правила морали не формулируются и не регулируются юридическими нормами, но они обязательны для всех без исключения членов общества и контролируются самим обществом в жизненной практике.

... Читать дальше »

Просмотров: 385 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия.

 

Политическое сознание – это система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества, и на основе чего они занимают ту или иную политическую позицию.

Политическое сознание является непременным спутником функционирования и развития любой политической системы, поскольку любая политическая система строится осознанными действиями членов общества, исходя именно из реалий и целей преобладающего у них пол ... Читать дальше »

Просмотров: 515 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь.
Структура общественного сознания и его основные формы.
Обыденное и теоретическое сознание.

 

Общественное сознание – это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.

Индивидуальное сознание – это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ складыв ... Читать дальше »

Просмотров: 462 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Социальная революция и ее роль в общественном развитии.
Революционная ситуация и политический кризис в обществе.

 

Центральную роль в марксистской философии исторического материализма играет теория социальной революции.

Теория социальной революции в марксизме основывается на диалектическом законе перехода количественных изменений в качественные, который (переход) происходит скачком.

В переложении на социальное бытие исторический материализм видит действие этого закона в том, что эволюционное ... Читать дальше »

Просмотров: 454 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Понятие социального института. Государство как важнейший
социальный институт. Его происхождение и сущность.

 

Социальная практика общественной жизни есть закрепление некоторых типов социальных отношений в качестве обязательных для каждого индивида. Без подобных правил общество вообще не могло бы эффективно производить материальные блага, воспроизводить население, социализировать подрастающее поколение, защищать престарелых, развиваться и обеспечивать накопление социально-культурных достижений и т.д.

Таким образом, в обществе для обеспечения его жизнедеятельности выраба ... Читать дальше »

Просмотров: 546 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Структура производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Роль производительных сил и техники в развитии общества.

 

В соответствии с марксистским учением материальное производство имеет две стороны:

1.         Производительные силы.

2.         Производственные отношения.

... Читать дальше »

Просмотров: 390 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Материальное производство и его структура: производительные силы и производственные отношения. Характер их соотнесенности.

 

Материальное производство – это процесс создания материального продукта для удовлетворения потребностей общества.

Таким образом, материальное производство всегда есть явление общественное, направленное на то, чтобы совместными усилиями людей обеспечить материальные условия их совместного существования.

Теория материального производства разработана марксизмом.

... Читать дальше »

Просмотров: 422 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности.

 

Труд – это целесообразная деятельность человека по созданию материальных благ и духовных продуктов. Труд является главной предпосылкой и основным условием непосредственно самой человеческой жизни, а совместный труд выступает важнейшим фактором общественного устройства этой жизни.

В отличие от животного мира, человек удовлетворяет свои жизненно необходимые потребности, не биологически приспосабливаясь к природе, а преобразует природу посредством труда, приспосабливая её ... Читать дальше »

Просмотров: 337 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Понятие общества. Основные идеи формационного и
цивилизационного понимания общественной жизни и истории.

 

Общество – это система взаимоотношений и условий жизни и деятельности людей, объединяющая их в устойчивое совместное сосуществование. Таким образом, общество это то, что объединяет людей в систему определенных взаимоотношений.

Однако общество объединяет в себе не просто отдельные человеческие индивиды в чистом виде, оно объединяет эти индивиды ... Читать дальше »

Просмотров: 341 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

. Общая характеристика философских категорий.
Метафизическое и диалектическое понимание их взаимосвязи.

 

Категории – это философские понятия, фиксирующее в себе те или иные существенные и всеобщие свойства действительности.

Сами по себе категории являются не просто набором фундаментальных философских понятий, они являются непосредственно инструментами философского мышления, потому что:

1.         С одной стороны, < ... Читать дальше »

Просмотров: 374 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Категории отрицания и отрицания отрицания. Метафизическое и
диалектическое понимание отрицания. Закон отрицания отрицания.

 

Отрицание в логике – это акт опровержения некоего несоответствующего действительности высказывания, который разворачивается в новое высказывание. В философии же отрицание – это возникновение нового, отменяющего и замещающего собой старое. Когда появляется нечто новое, то оно отменяет старое, то есть отрицает действительность старого фактом своего нового существования.

Применяться подобным образом в философии термин «отрицание» стал Гегелем, кот ... Читать дальше »

Просмотров: 576 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Категории тождества, различия, противоположности и противоречия.
Закон единства и борьбы противоположностей.

 

Тождествоэто равенство объекта, одинаковость объекта с самим собой или равенство нескольких объектов. Про А и Б говорят, что они являются тождественными, одними и теми же, если и только если все свойства и отношения, которые характеризуют А, характеризуют и Б, и наоборот.

Тождество, как таковое, как некое вообще абстрактное понятие, становится сразу же конкретным в ... Читать дальше »

Просмотров: 574 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Категории качества, количества, меры и скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Эволюция и революция в развитии.

 

Количество – это понятие, объединяющее в себе все возможные свойства действительности, которые могут измеряться в каких-либо величинах или характеризоваться различной степенью своего материального проявления.

Таким образом, количественными характеристиками описывают те свойства какого-либо объекта или явления, бытие которых может быть выражено численным значением, интенсивностью проявления или внешними материальными призн ... Читать дальше »

Просмотров: 420 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Эмпирический и теоретический уровень научного познания.
Их основные формы и методы.

 

Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯэто непосредственное чувственное исследование реально существующих и доступных опыту объектов.

На эмпирическом уровне ... Читать дальше »

Просмотров: 577 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь.
Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании.

 

Цель любого философского познания – достижение истины. Истина – это соответствие знания тому, что есть. Следовательно, проблемы истинного знания в философии состоят в том, каким образом то или иное философское течение отвечает на вопрос – что же, в самом деле, есть? Или – что есть истинное бытие?

Таким образом, проблема истинного знания в философии, прежде всего, сводится к приведению какого-либо знания в соответствие с исти ... Читать дальше »

Просмотров: 394 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности.

 

Познание – это процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности.

В познавательном процессе мышление замещает реальные объекты действительности абстрактными образами, и, оперируя ими, получает возможность теоретически воспроизводить в сознании порядок реальной действительности.

Таким образом, ... Читать дальше »

Просмотров: 577 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Проблемы сознания в философии. Язык и мышление
как формы объективизации сознания. Их соотнесенность.

 

Сознание – это способность человеческой психики познавать окружающий мир, самоосознавать себя, вырабатывать эмоциональное отношение и осуществлять целенаправленную деятельность как практического, так и духовного характера.

Основной проблемой сознания в философии является вопрос его отношения к бытию. Этот вопрос имеет две стороны:

      ... Читать дальше »

Просмотров: 448 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Пространство и время. Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Принцип единства мира.

 

Пространство – это некая материальная или логически мыслимая среда совместного существования материальных или мыслимых объектов.

Логически мыслимое пространство не обладает материальным бытием и не содержит в себе свойств никакого реально существующего пространства, но отражает их в своей структурной организации формально.

Логически мыслимое пространство является средо ... Читать дальше »

Просмотров: 356 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Движение. Движение как способ существования материи.
Становление, изменение, развитие. Основные формы движения.

 

Движение в философии – это всякое изменение вообще.

В это понятие входят:

1.         Процессы и результаты взаимодействий любого рода (механические, квантовые, электрические, гравитационные, информационные, социальные, х ... Читать дальше »

Просмотров: 514 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории.
Их взаимосвязь и различие.

 

Бытие (существующее, сущее) – это действительность, как таковая, это всё то, что реально существует.

Изучением Бытия занимается раздел философии онтология, поэтому Бытие, как онтологическая категория, выражает в философии ту сферу реальности, которая не относится к процессам сознания и психики человека (сфера гносеологии).

Таким образом, Бытие – это онтологическая категория, выражающая собой ... Читать дальше »

Просмотров: 393 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Г.В. Плеханов, В.И.Ленин).

 

В противоборстве идей славянофилов и западников в России в конечном итоге победила западная ориентация, которая тяготела к идеям популярного в то время в Европе марксизма. На смену народничеству с его идеями крестьянских революций и общинного русского социализма, пришел так называемый «легальный марксизм», призывающий к повторению западноевропейского опыта капиталистической организации ... Читать дальше »

Просмотров: 367 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Космизм в русской философии (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.О. Чижевский, В.И. Вернадский). Его основные положения

 

В русской философии XIX века сформировался так называемый «русский космизм» – направление мысли, пытающееся в глобальном смысле гармонизировать мир соединением человека с космосом.

Истоки русского космизма, как и сама его логика, находились в представлениях о зависимости жизни человека от характера физических параметров ближнего космоса и вообще всей Вселенной:

1. ... Читать дальше »

Просмотров: 531 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

«Русская идея» как основная проблема отечественной
философии истории (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин).

 

Отечественная философия истории в XIX-XX вв. строилась на концепции самобытности России и на её особой роли в судьбах человечества. В рамках этой концепции сформировалась так называемая «Русская идея», которая объявляла, что Россия должна будет выполнить миссию всемирно исторического значения по объединению всех народов в будущей общечеловеческой цивилизации на основах христианс ... Читать дальше »

Просмотров: 361 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX - первой половины XX столетия
(В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. и Е. Трубецкие).

 

В русской религиозной философии наиболее часто разрабатываемыми были следующие темы:

1.      ... Читать дальше »

Просмотров: 360 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Философия русской радикальной демократии 50-60 гг. (Н.Г. Чернышевский, Д. Писарев).
Народничество в России, его социально-философские позиции.

 

В 50-60 годах XIX века в России сложился «революционный демократизм» – направление общественно-политической мысли, которое соединяло в себе идею крестьянской революции с утопическим социализмом. ... Читать дальше »

Просмотров: 404 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Русская философия XIX века: западничество и славянофильство 30-50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии.

 

Русская философия XIX века характеризуется наличием борьбы двух противоположных направлений: западничества и славянофильства.

Западники стремились к европеизации России, к переходу русской жизни на западно-европейские образцы, а славянофилы отстаивали традиционные формы национальной жизни России и боролись за ограждение их от иностранного влияния ... Читать дальше »

Просмотров: 469 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки.

 

Аналитическая философия (Мур, Рассел, Витгенштейн) сформировалась в XX веке и видела задачу философии не в синтезе научного знания, а в исследовании самого научного знания.

Аналитическая философия пыталась выяснить законы возникновения научного знания, корни его противоречий, а также причины постоянного опровержения достижений науки развитием самой же науки.

Аналитическая ... Читать дальше »

Просмотров: 445 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Философия экзистенциализма. Понятие экзистенции.
Светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс) экзистенциализм.

 

Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) – философия, которая в качестве подлинного изначального бытия признает только само переживание человеком своего существования.

Переживание человеком своего существования есть бесспорная и подлинная непосредственная данность, присущая ему в качестве экзистенции – ощущения человеком своего жив ... Читать дальше »

Просмотров: 664 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории.
Общественный прогресс и его критерии.

 

Марксизмэто диалектико-материалистическая философия, основы которой заложили Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Существенным отличием этой теории от всех предшествующих учений в философии является то, что это практическая философия для применения в реальной ... Читать дальше »

Просмотров: 460 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Антропологический принцип философии Фейербаха.
Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.

 

Людвиг Фейербах в своём мировоззрении исходил из критики философской системы Гегеля:

1.         Прежде всего, духовное начало не может быть истинным бытием, поскольку единственно истинным, бесспорным и самоочевидным бытием является не «я» человека, а то, что ему дано в ощущениях. Поэтому неправильно, когда из самоочевидности идеального, духовного «я» выводится логическая цепочка, приводящая к самоочевидности некоей идеал ... Читать дальше »

Просмотров: 698 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля.
История как процесс саморазвития «абсолютного духа».

 

Георг Гегель завершил логическое разворачивание концепций Канта-Фихте-Шеллинга и, опираясь на идею Абсолютного Тождества Шеллинга, создал философскую систему Абсолютного Идеализма, построенную на следующих положениях:

1.         Если Абсолютный Разум является тождеством субъекта и объекта, то есть тождеством ... Читать дальше »

Просмотров: 655 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.

 

Раздражителем философии ФИХТЕ и толчком к ней стала его неудовлетворенность некоторыми положениями философии Канта:

1.         Сам Кант исходит из того, что любое бытие характеризуется тем, что оно может быть мыслимо человеком. Следовательно, согласно этому, всё, что не может мыслиться, не может быть бытием, то есть не ... Читать дальше »

Просмотров: 342 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Немецкая классическая философия и ее главные проблемы.
Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.

 

Немецкая классическая философия рассматривается в качестве самостоятельного этапа развития философии, потому что на небольшом отрезке времени появилось четыре великих философа-немца Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель, философские системы которых логически вытекают одна из другой.

Характерной ... Читать дальше »

Просмотров: 354 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Философия французского просвещения XVIII века и ее представители.

 

ПРОСВЕЩЕНИЕ – это общественно-политическое движение Западной Европы XVII-XVIII веков, которое хотело исправить недостатки общественного устройства путем популяризации научных знаний и распространения вольнолюбивых идей.

Наиболее консолиди ... Читать дальше »

Просмотров: 512 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ДАВИД ЮМ

Юм сформулировал основные принципы агностицизма:

1.         Ум человека не имеет для осмысления ничего, кроме собственных восприятий. То, что эти восприятия не есть реальные вещи, и то, что они даны уму вместо реальных вещей – это очевидно. И поэтому следует признать, что всё осмысление ума, вся его рассудочная работа, всегда есть взаимодействие между умом и восприятиями, а не между умом и реальны ... Читать дальше »

Просмотров: 360 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ДЖОРДЖ БЕРКЛИ.

Субъективный идеалист епископ Беркли отрицал истинность существования материи. Аргументы Беркли состоят из следующих частей:

1.         Если предположить, например, существование материи в качестве гипотезы, то следует подтвердить эту гипотезу наличием в окружающем мире хоть каких-либо её характеристик, то есть тех свойств, которые непосредственно относятся к материи, как таковой. Ведь, о чем бы мы ни говорили, что оно существует, мы должны начать с того, что вот перед нами ... Читать дальше »

Просмотров: 356 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ГОТФРИД ЛЕЙБНИЦ. Основу философии Лейбница составляет учение о неделимых первоэлементах материального бытия, о психических субстанциях мира – монадах.

Это сложное учение оспаривает концепции пространства и Декарта, и Ньютона. Оно смыкается с теорией субстанций и разворачивается в следующих положениях:

1.         Материальное пространство мира, в котором осуществляется бытие вещей и явлений, не может быть пустым и бескачественным вместилищем вещей ... Читать дальше »

Просмотров: 330 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА.

Спиноза был продолжателем идей и методов Декарта, и, соответственно этому, сторонником рационализма в познании. Само познание Спиноза делит на три рода:

1.         Первый род познания – это мнение, то есть познание с помощью однозначных представлений и слов. Это чувственное познание, неадекватное действительности, приводящее к заблуждению, но содержащее в себе элемент истины.

2.         ... Читать дальше »

Просмотров: 312 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ДЖОН ЛОКК.

Локк считается отцом западного либерализма, а также основателем идеи разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений).

Главным естественным правом человека он считал право на собственность, для обеспечения которого путем общественного договора должно создаваться политическое общество (государство), формирующее правительство, ответственное перед народом.

... Читать дальше »

Просмотров: 328 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ТОМАС ГОББС.

Мировоззрение Нового Времени было механистическим, то есть предполагающим, что законы механики имеют универсальный характер для всех процессов бытия. Сформировалось это мировоззрение вследствие коренного переворота в естествознании, который произвел Ньютон разработкой классической механики. Гоббс был поборником естественнонаучной методологии познания, и, как многие в Новое Время, считал, что законам механики подчинены не только природные явления, но и мыслительные операции. Отсюда Гоббс полагал:

1.         ... Читать дальше »

Просмотров: 325 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ФРЭНСИС БЭКОН

Бэкон говорил, что только опыт приводит к точному знанию природы. Умственные рассуждения строят только гипотетические заключения, которые ничего не доказывают без подтверждения опытом.

Умозаключение – это только мнение, оно еще не есть точное знание о природе, потому что точное знание – это то знание, которому точно соответствует какой-либо факт материального бытия. А факт материального бытия никогда не бывает продуктом умозаключения, потому что ум не порождает материю и не создает природу. Факт материального бытия есть продукт самого материального бытия и всегда обнаруживается чувственно. Таким образом, точное ... Читать дальше »

Просмотров: 348 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Характеристика философии нового времени (XVI-ХVIII).
Ее основные направления и виднейшие представители
(Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм).

 

В XVI-ХVIII веках начался период развития философии, который принято называть философией Нового времени. Новое Время характеризуется тем, что в этот период в европейской истории:

          наступает ... Читать дальше »

Просмотров: 340 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Характеристика философии эпохи возрождения.
Социально-исторические и научные предпосылки ее становления.
Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения.

 

Эпоха Возрождения сменила средневековье и продолжалась с середины XV века до начала XVI века. Философия этой эпохи характеризуется новыми чертами, которых не было, или не могло быть в философии средневековья:

1.       &n ... Читать дальше »

Просмотров: 450 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Общая характеристика средневековой философии. Ее основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии.

 

Средневековье – это почти тысячелетний отрезок истории Европы от распада Римской империи до эпохи Возрождения. Религиозный характер философии средневековья объясняется двумя причинами:

          идеологическим диктатом христианской церкви;

          глубоко религиозным мировоззрением ... Читать дальше »

Просмотров: 424 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Античная классика: моральная философия сократа; проблема
«эйдосов-идей» в философии платона; Аристотель о материи и форме.

 

СОКРАТ.

Философский интерес Сократа к проблематике человека и человеческого познания знаменовал собой поворот античной мысли от прежней натурфилософии к человеку и к моральной философии.

Сократ не искал натурфилософских истин, потому что натурфилософия, по его мнению, не решает главного вопроса – откуда взялись сами первовещества? А без ответа на этот вопрос натурфилос ... Читать дальше »

Просмотров: 453 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

АТОМИСТЫ

Основная изучаемая проблема    первоначало всех вещей: из чего состоят вещи?

Представители                                Левкипп и Демокрит.

... Читать дальше »

Просмотров: 333 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ЗЕНОН:

1.         Если мнения человека могут быть обманчивы, то следует всегда проверять их логикой, то есть системой непротиворечивых умозаключений. Ведь, если истина едина и неделима, то она внутренне непротиворечива, и, следовательно, всё, что внутренне противоречиво, будет распадаться при столкновении с истиной, а всё, что внутренне непротиворечиво – устоит.

2.         Поэтому ложно всё, что внутренне противоречиво, а, в таком случае, ложны и ошибочны человеческие представления о множественности окружающего нас быт ... Читать дальше »

Просмотров: 354 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ПАРМЕНИД:

1.         Но если чувства нас обманывают, и, несмотря на их очевидность, наш ум вскрывает этот обман и выводит правду об истинном бытии, то следует признать, что только ум и ничто другое является критерием истинности бытия.

2.         Однако, неоспоримо признав, в таком случае, что единственным критерием истинного бытия является ум, мы должны будем закономерно признать следом и то, что тогда вообще существует только то, что мо ... Читать дальше »

Просмотров: 318 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ЭЛЕАТЫ (Элейская школа)

Основная изучаемая проблема    что есть истинное бытие? В чем критерий истинности познания бытия?

Представители                                Ксенофан, Парменид, Зенон.

... Читать дальше »

Просмотров: 352 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ШКОЛА ПИФАГОРЕЙЦЕВ

Основная изучаемая проблема    первоначало всех вещей; из чего произрастает гармония мира?

Представители                                мощное религиозное движение, община, ученая каста, ... Читать дальше »

Просмотров: 334 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

АНАКСАГОР ИЗ КЛАЗОМЕН

Основная изучаемая проблема   первоначало всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир?

Представители        Анаксагор. Первый преподаватель философии.

Основные достижения ... Читать дальше »

Просмотров: 342 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ЭМПЕДОКЛ ИЗ АГРИГЕНТА

Основная изучаемая проблема    первоначало всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир?

Представители                                Эмпедокл.

... Читать дальше »

Просмотров: 315 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ГЕРАКЛИТ

Основная изучаемая проблема    первоначало всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир?

Представители                                Гераклит, философ-одиночка.

... Читать дальше »

Просмотров: 388 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

Основная изучаемая проблема    первоначала всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир?

Представители                                Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

... Читать дальше »

Просмотров: 848 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Общая характеристика античной философии. Ее космоцентризм.
Основные натурфилософские школы и виднейшие их представители.

 

Эллинские философы заложили основы классического типа философствования, то есть создали метод познания, опирающийся только на авторитет разума и отказывающийся от мифов, фантазий, выдумок, голых предположений и т.д. Переход от мифологического мышления к строгим рациональным приемам исследования действительности является основной характеристикой античной философии и основной её заслугой.

Ориентация на разум подкреплялась у эллинов активной разработкой законов рационального познания, п ... Читать дальше »

Просмотров: 570 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Основные термины

 

1-Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – что является первичным: материя или сознание?

2 -Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – вопрос о познаваемости мира.

2 ПОДХОДА К РЕШЕНИЮ ПЕРВИЧНОСТИ/ВТОРИЧНОСТИ СОЗНАНИЯ И МАТЕРИИ – монистический подход кладет в основу мира одно из двух начал (сознание или материю), содержит в своей структуре материализм и идеализм, а дуалистический подход отказывается от ... Читать дальше »

Просмотров: 320 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Предмет философии и специфика философского мышления.
Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии.

 

Термин «философия» понимается многопланово: и как форма духовной деятельности, и как форма общественного сознания, и как мировоззрение, и как накопленная человеком сумма идей и взглядов на мир, и т.д.

Однако обобщенно можно сказать, что как наука, философия – это система знаний о мире и о человеке в нем.

И, также обобщенно, можно сказать, что ... Читать дальше »

Просмотров: 621 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ГАЛИЛЕЕВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЭМПИРИЗМУ

Эмпиризм – теоретико-познавательное направление, выводящее познание из чувственного опыта.

Галилео Галилей (1564–1642) – итальянский ученый, основатель экспериментально-теоретического естествознания.

Эксперимент – планомерное изолирование, регулирование и варьирование условий для изучения явлений, которые зависят от них, с помощью наблюдений, на основании которых складывается знание регулярности и закономерностей наблюдаемого явления. Основателем экспериментального знания называют Галилео Галилея, а вслед за ним Френсиса Бэкона.

Галилей был на стороне рационализма и считал, что мир можно постигнуть чисто механическим способом, с помощью математики, механики и разума.

Галилей занимался вопросами механики, открыл некоторые ее фундаментальные законы, свидетельствовавшие о том, что существует естественная необходимость. Ученый явился основателем динамики как науки о движении физических тел. Галилео являлся одним из круп ... Читать дальше »
Просмотров: 335 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ПОСТПОЗИТИВИЗМ

Позитивизм – направление в науке и философии, исходящее из «позитивного», т. е. из данного, устойчивого, фактического, несомненного, и ограничивает им свое изложение и исследование, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными.

Логический позитивизм – философское течение, современная форма позитивизма.

Постпозитивизм – множество концепций, пришедших на смену логическому позитивизму (неопозитивизму).

Сторонники различных постпозитивистских направлений во многом не согласны друг с другом, критикуют устаревшие представления неопозитивизма, при этом сохраняя по отношению к нему преемственность.

Основной идеей постпозитивизма является рациональный метод познания.

Ярчайшие представители постпозитивизма:

– Карл Поппер;

– Имре Лакатос;

– Пол Фейерабенд;

– Томас Кун.

1. Одним из самых интересных представителей постпозитивизма является современный английский ... Читать дальше »
Просмотров: 318 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ФИЗИКЕ И ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ

Вторая форма позитивизма – эмпириокритицизм (критика опыта) – хронологически относится к концу XIX – началу XX вв.

Представлен эмпириокритицизм двумя крупными мыслителями:

– Эрнстом Махом (1838–1916);

– Рихардом Авенариусом (1843–1896). Эмпириокритицизм – философская система «чистого опыта», критический критицизм, стремящийся ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки «естественного понятия о мире».

Эрнст Мах – австрийский физик и философ, настаивающий на том, что не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов, совокупность ощущений образует тела. Свои элементы мыслитель считает нейтральными, не относя их ни к физической, ни к психической сферам.

Понятия австрийский философ рассматривал как символы, которые обозначают «комплексы ощущений», а науки в целом – как совокупность гипотез, которые подлежат замещению непосредственными набл ... Читать дальше »
Просмотров: 284 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА

Позитивизм – направление в науке и философии, исходящее из «позитивного», т. е. из устойчивого, фактического, несомненного.

Первый позитивизм называется классическим позитивизмом, его представители: Огюст Конт (1798–1857); Милль Джонс Стюарт (1806–1873); Спенсер Герберт(1820–1903)и др.

1. Огюст Конт – французский философ, один из родоначальников позитивизма и социологии.

Основные работы: «Курс позитивной философии»; «Дух позитивной философии».

По мнению Огюста Конта, метафизика (учение о сущности явлений) должна уступить место позитивной философии. Позитивной философией французский мыслитель называл совокупность общих научных положений всего обширного положительного естественно-научного и социального материала. Именно поэтому философию Конта назвали позитивной, т. е. положительной.

Главная особенность позитивной философии состоит в признании всех явлений подчиненными естественным неизменным законам.
... Читать дальше »
Просмотров: 343 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Наука – это сфера деятельности людей, основной функцией которой является выработка, систематизация, проверка объективных знаний о действительности.

Наука появилась в Древней Греции, ее родоначальниками считаются Аристотель, Архимед, Евклид и др. Долгое время наука не развивалась, и только в Новое время (XVI–XVII вв.) ситуация изменилась – наука стала важнейшим фактором жизни.

С точки зрения философии в науке различают два уровня исследования:

– эмпирический (направлен непосредственно на изучаемый объект и реализуется с помощью эксперимента и наблюдения);

– теоретический(концентрируется вокруг обобщающих идей, законов, гипотез, принципов). Важная особенность научного исследования – взаимонагруженность эмпирических и теоретических данных.

1. Эмпирический способ исследования.

Эксперимент является основным способом эмпирического исследования. Эксперимент – это испытание явлений, которые изучаются в контролируемых и управляемы ... Читать дальше »
Просмотров: 305 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ И МИР НАУКИ

Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, которая направлена на познание и преобразование объективной действительности, духовное производство, имеющее своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

Наука является одновременно:

– системой знаний;

– духовным производством системы знаний;

– практической деятельностью основы системы знаний.

Для любого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется.

То, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а то, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.

Большое многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания.

Современная наука – это д ... Читать дальше »
Просмотров: 326 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в

Широкое распространение имеют различные религиозные модели философского мышления.

К ним относятся: философия католической церкви (неотомизм); философия православия; философия ислама; различные восточные религиозные философские учения: философия буддизма, философия даосизма, философия йоги и др.

Возникновение неотомизма относится к концу XIX в. и имеет сегодня широкое распространение как философская модель мышления людей, которые живут в странах, где господствует католическая церковь.

Энцикликой Папы Льва XIII (1879 г.) неотомизм был объявлен единственно истинной философией, соответствующей христианскому учению. Международным центром неотомизма стал Высший институт философии в Бельгии и Папская католическая академия в Риме.

Основу этого направления составляет философия средневекового схоласта Фомы Аквинского.

Неотомизм занимается: философским обоснованием бытия Бога; доказательство ... Читать дальше »
Просмотров: 334 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ

Религия – это важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Изучением религии занимаются:

– богословие (стремится к адекватному истолкованию фактов религиозного сознания, данных путем откровения);

– история (исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы их становления);

– философия (анализирует сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества). Основной функцией религии является нравственно-социальное служение: она призвана сеять в душах народа мир, любовь и согласие.

Термин «религия» определяют по-разному: одни п ... Читать дальше »
Просмотров: 304 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Искусство зародилось в первобытном обществе, приобрело свои основные черты в Античности, но и в то время оно еще не начало мыслиться как особый вид деятельности.

Вплоть до Платона (включая и его самого) искусством считалось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Процесс отделения собственно эстетической деятельности, т. е. искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах (здесь он привел к созданию, например, орнаментов), а затем был перенесен в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного.

Например, для нас поэмы Гомера являются главным образом произведениями искусства, а для его современников они были настолько энциклопедически емкими, что рассматривались и как философское обобщение, и как этический эталон, и как изложение религиозной системы, и как т ... Читать дальше »
Просмотров: 319 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ

Искусством называется профессиональный вид деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

В искусстве главным становится эстетическое сознание. Эстетическое – это непосредственно данная чувственная выразительность внутренней жизни предмета, запечатлевающая в себе двусторонний процесс «опредмечивания» человеческой сущности и «очеловечивания» природы и воспринимающаяся человеком бескорыстно, переживаемая как самостоятельная жизненная ценность.

Эстетическое отношение к действительности, которое содержится во всех видах человеческой деятельности, не могло не стать предметом самостоятельного культивирования. Сфера человеческой деятельности, в которой эстетическое, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель, является искусством.

Искусство – это средство самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются отношения челов ... Читать дальше »
Просмотров: 312 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

Культура характеризует людей, определяет меру их развития, способы самовыражения в деятельности.

Материальная и духовная культура, традиции и моральные нормы, специфика отношений между личностью, обществом и государством формируются и развиваются столетиями, передаются из поколения в поколение, от одной эпохи к другой.

В ХХ в. возник интересный феномен, никогда ранее не встречавшийся в человеческой истории, – массовая культура.

В наше время необязательно иметь поэтический талант – часто вполне достаточно овладеть техникой стихосложения (имея, естественно, некоторый уровень поэтической культуры и слух, как в музыке) – и можно писать неплохие стихи, издавать книги.

Массовая культура имеет и положительные стороны: необязательно пони ... Читать дальше »
Просмотров: 337 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Основу древнегреческой культуры составляют два культа:

– культ Аполлона – культ светлого, соразмерности и меры, разума и науки;

– культ Диониса – темный культ, культ земли, плодородия, вина и опьянения, культ плотской любви. Термин «культура» стал употребляться в качестве научного термина со второй половины XVIII в. – века Просвещения. Философы и ученые XVIII в. стали пользоваться этим словом, чтобы обозначить специфику человеческого образа жизни, в отличие от природного, стихийного, животного бытия. Таким образом, термин «культура» в научном языке с самого начала служил выражением идеи культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке».

С точки зрения этой идеи термин «культура» трактовался с двух точек зрения.

1. Как средство возвышения человека, совершенствования человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Разв ... Читать дальше »
Просмотров: 321 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

Принято различать:

– материальную культуру (средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия);

– духовную культуру (религия, наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей).

Культура является исторически сложившейся разноуровневой системой, которая обладает своими вещными формами, своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни – этой центрирующей силой ... Читать дальше »
Просмотров: 368 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Элементы исторического сознания появились вместе с формированием человеческого общества.

Довольно сложная жизнь родоплеменного периода обусловила появление потребности думать о прошлом семьи, рода, племени. Человек достиг осознания того, что у него есть не только настоящее, но и прошлое и будущее. Он начал осознавать, что новое поколение – лишь звено в общей цепи развития человечества.

Историей называется общественная память человечества, его самопознание и самосознание: исчезнувшее в действительности живет в сознании.

Начало понимания социальной жизни связано с представлениями о том, что настоящее подготовлено прошлым. Впоследствии путь исторического сознания привел к убеждению, что для понимания настоящего необходимо знать не только прошлое, но и будущее. Человечество стало понимать, что прошлое рождает настоящее, настоящее готовит будущее, не «заглядывая» в которое невозможно во всей полноте осмыслить не только н ... Читать дальше »
Просмотров: 317 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, это сложная целостная система, являющаяся компонентом более сложных систем – биологической и социальной.

Человеческое общество – это самая высокая ступень развития живых систем, основные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа.

Общество можно назвать самоорганизованной системой поведения и взаимоотношения людей друг с другом и с природой: ведь общество изначально вписано в контекст взаимоотношения не со всем Космосом, а непосредственно с той территорией, на которой оно расположено.

Общество в целом – это объединение, включающее в себя всех людей. Иначе общество было бы лишь некоторым количеством отдельных разрозненных лиц, порознь живущих на данной территории и не связанных нитями общн ... Читать дальше »
Просмотров: 287 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Социальная философия исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружающим миром в целом.

Предмет социальной философии – общество в философском подходе. Социальная философия – это раздел, часть философии, и поэтому все характерные черты философского знания присущи и социальной философии.

В социально-философском знании такими общими характерными чертами являются понятия: бытия; сознания; системы; развития; истины и др.

В социальной философии имеются те же основные функции, что и в философии:

– мировоззренческие;

– методологические.

Социальная философия взаимодействует со многими нефилософскими дисциплинами, которые изучают общество:

– социологией;

– политэкономией;

– политологией;

– юриспруденцией;

– культурологией;

– искусствознанием и другими социальными и гуманитарн ... Читать дальше »
Просмотров: 347 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ

Философия истории как особый тип теоретических размышлений о возможных закономерностях развития общества возникла сравнительно поздно, практически в Новое время, хотя рассуждения о происхождении тех или иных социальных форм присутствовали уже в мифологии. Это может объяснить необходимость разработки сложных понятий – теоретических предпосылок.

Исходная предпосылка философско-историческо-го мышления обозначилась только в христианском вероучении, она определила принципы понимания истории:

– принцип различения прошлого, настоящего и будущего времени жизни;

– принцип устремленности к некоему желанному состоянию, который определяет смысл всего предшествующего развития (ожидание будущего);

– принцип кумулятивного(накопительного)характера человеческой деятельности, который формирует новое качество жизни.

Говорить о философии истории как о светском учении стало возможным только в Новое время, когда утверждались рациональные спос ... Читать дальше »
Просмотров: 341 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Философия истории – философская оценка и истолкование результатов исторических исследований и изложений истории.

Российская цивилизация – последняя по времени возникновения великая цивилизация.

Николай Бердяев считал русский народ в высшей степени поляризованным народом, потому что в нем совмещаются совершенно несовместимые противоположности. Вся сложность и противоречивость русской души связана с тем, что в России сталкиваются и взаимодействуют два потока мировой истории – Восток и Запад. Россия соединяет внутри себя два мира, и поэтому в русской душе всегда боролись два начала: восточное и западное.

Бердяев называет русскую историю прерывной и выделяет в ней пять периодов, дающих пять разных образов России: Россия киевская; Россия времен татарского ига; Россия московская; Россия петровская; Россия советская.

Теперь можно выделить еще одну, до которой не дожил Бердяев, – постсоветская.

Русская история была одной из са ... Читать дальше »
Просмотров: 307 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ИСТОРИОСОФИЯ АВГУСТИНА

Августин (354–430) – гениальный, выдающийся мыслитель, который вписал заключительные страницы в историю духовной культуры Рима и всей Античности своими многочисленными трудами и заложил мощный фундамент религиозно-философской мысли Средневековья. Он являлся вдохновителем многочисленных и разнообразных идей и течений в области богословия, общей философии, научной методологии, этических, эстетических и историософских воззрений.

Согласно Августину, все сущее, потому что оно существует, – это благо. Зло является не субстанцией, а недостатком, это порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. А вот благо – это субстанция, «форма» со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком. Бог является источником бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира – это постоянное творение его Богом вновь. Если когда-нибудь творческая сила Бога прекратится, мир тотчас же вернется в небытие.

Мировоззрение Августина явл ... Читать дальше »
Просмотров: 335 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

Философия истории – философская оценка и истолкование результатов исторических исследований и изложений истории.

История – это человеческая общественная память, самопознание и самосознание людей: исчезнувшее в действительности живет в сознании.

Важнейшие системы философии истории:

– теологическая философия истории (движущая сила истории – Бог);

– метафизическая философия истории (движущая сила – трансцендентальная закономерность, т. е. судьба);

– идеалистическая философия истории (движущая сила – духовно-научная или духовно-душевная жизнь человека);

– натуралистическая философия истории (движущая сила – природа человека, обладающего страстями, побуждениями);

– материалистически-экономическая философия истории (движущая сила – экономические отношения). Как наука философия истории возникла в Новое время, этот термин ввел великий мыслитель Вольтер. Предпосылкой появления философии истории стала база христиан ... Читать дальше »
Просмотров: 321 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ФИЛОСОФИИ XX в

Философская антропология – философская концепция, опирающаяся на труды Макса Шелера, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру.

Человек является сложной целостной системой, которая, в свою очередь, является компонентом более сложных систем – биологической и социальной. Смысл проблемы антропологии можно охарактеризовать вопросом: «Как же исторически формировался человек как существо биосоциальное?»

Философская антропология является весьма влиятельным течением философской мысли в XX в. В центре внимания этого течения – проблема человека, а основная идея – создание интегральной концепции человека.

Яркие представители:

– М. Шелер;

– А. Гелен;

– Г. Плеснер;

– Э. Ротхаккер.

Философская антропология, объявив себя основополагающей философской дисциплиной, пытается на основе тех ... Читать дальше »
Просмотров: 343 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА УФ.НИЦШЕ

Фридрих Ницше (1844–1900) – немецкий философ и филолог, ярчайший пропагандист индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.

В творчестве Ницше выделяется три периода:

1) 1871–1876 гг. («Рождение трагедий из духа музыки», «Несвоевременные размышления»);

2) 1876–1877 гг. («Человеческое, слишком человеческое», «Пестрые мнения и изречения», «Странник и его тень», «Веселая наука») – период разочарований и критичности – «трезвый»;

3) 1887–1889 гг. («Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Сумерки кумиров», «Антихрист», «Ницше против Вагнера»).

Познание для Ницше – это интерпретации, истолкования, тесно связанные с внутренней жизнью человека, он справедливо отмечает, что один и тот же текст допускает многочисленные интерпретации, так как мысль – это знак со множеством смыслов. Чтобы понять вещь, нужно человеческое перевести в природное, поэтому одним из самых важных средств познания и выступает перевод челов ... Читать дальше »
Просмотров: 353 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) – великий писатель-гуманист, гениальный мыслитель, занимает большое место в истории русской и мировой философской мысли.

Основные произведения:

– «Бедные люди» (1845);

– «Записки из мертвого дома» (1860);

– «Униженные и оскорбленные» (1861);

– «Идиот» (1868);

– «Бесы» (1872);

– «Братья Карамазовы» (1880);

– «Преступление и наказание» (1886).

Начиная с 60-х гг. Федор Михайлович исповедовал идеи почвенничества, характерной для которого была религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. С такой точки зрения вся история человечества представала как история борьбы за торжество христианства. Роль России на этом пути и заключалась в том, что на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины. Русский народ призван спасти человечество через «новые формы жизни, искусства» бла ... Читать дальше »
Просмотров: 345 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ

Древняя Греция дала начало западно-европейской философской традиции вообще и философской антропологии в частности.

В философии Древней Греции изначально человек не существует сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, которые воспринимаются как абсолютный порядок и космос. Со всем в своей природной и социальной среде, соседями и полисом, неодушевленными и одушевленными предметами, животными и богами человек живет в едином, нераздельном мире.

Понятие космоса имело человеческий смысл, вместе с тем человек мыслился как часть космоса, как микрокосм, который является отражением макрокосмоса, понимаемого как живой организм. Такие взгляды на человека существовали у представителей милетской школы, которые стояли на позициях гилозоизма, т. е. отрицали границу между живым и неживым и полагали всеобщую одушевленность универсума.

Обращение к антропологической проблематике связано с критической и просвети ... Читать дальше »
Просмотров: 397 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Человек – это сложная целостная система, являющаяся компонентом более сложных систем – биологической и социальной.

В центре философского учения о человеке стоит проблема сущности человека.

Философы видели отличие человека от животного и объясняли его сущность, пользуясь различными специфическими качествами человека. На самом деле человека можно отличать от животного и по плоским ногтям, и по улыбке, и по уму, и по религии и т. д. Но нельзя не заметить, что в данном случае сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а обращаясь к признакам, отличающим его от ближайшего вида, как бы со стороны. Однако со стороны методологии такой прием оказывается не совсем правомерным, ибо сущность любого предмета определяется прежде всего имманентным способом бытия самого этого предмета, внутренними законами его собственного существования.

Такой субстанцией, которая лежит в основе исторического бытия и развит ... Читать дальше »
Просмотров: 313 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРИРОДОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ В НАШИ ДНИ

Огромное значение в современную эпоху приобретает решение проблем экологии. Термин «экология» произошел от греческих okos (дом, жилище) и logos (наука). Экология является наукой о взаимоотношениях общества и природы.

Взаимоотношения общества и природы имеют сложный и противоречивый характер.

Диалектико-противоречивая взаимозависимость общества и природы заключается в том, что, постепенно увеличивая власть над природой, общество в то же время попадает во все большую зависимость от нее как источника удовлетворения потребностей человека и самого производства. Имеется в виду прежде всего материальное обеспечение развития общества и его культуры.

Проблема взаимоотношения общества и природы – это глобальная, всечеловеческая экологическая проблема. Она давно вышла на первый план и особенно обострилась во второй половине прошлого века, когда масштабы и характер воздействия людей на природу приобрели угрожающий харак ... Читать дальше »
Просмотров: 345 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ

Человеческое общество – это часть природы. В организме любого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы.

Обычно происходящие в обществе природные процессы имеют социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные, которые выражают взаимные влияния биологического и социального начал в развитии общества.

Роль природы в жизни общества всегда была большой, потому что она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Почти все свои потребности человек удовлетворяет за счет природы, прежде всего внешней природной среды.

Развитие каждого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете – в существование Вселенной.

Природа является объектом внимания философов и философского осмысления на протяжении всей истории философии.

Философские вопросы по отноше ... Читать дальше »
Просмотров: 291 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Древневосточная философия имела патриархальный и консервативный характер. На первом месте в ней находились социально-политическая и морально-этическая проблематика.

Философия Древнего Востока имела мифологические корни, в ней одушевлялись земля и небо, вся природа как средство существования человека.

Древневосточные мыслители предполагали, что миром правит некий всеобщий естественный закон, который проявляется во всех вещах и поступках людей.

Большое место в древневосточной философии занимала идея противоречивости мира, вечной борьбы в нем: света и тьмы; тепла и холода; добра и зла.

Мыслителями выдвигалось представление о пяти первоэлементах мира: металл; дерево; земля; вода; огонь.

Основной идеей древневосточной философии было единство трех реальностей – неба, земли, человека. По мнению философов той эпохи, человек должен ясно представлять себе свое место в мире, соединять, сливать свои и ... Читать дальше »
Просмотров: 401 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ИСТИНА И МЕТОД: ОТ РАЗУМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО К РАЗУМУ ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕМУ

Метод – в философии и науке, а также в практической деятельности обозначение планомерного способа достижения определенной цели, определенный способ и образ действия.

Познание своей целью считает получение полного, исчерпывающего знания о каком-либо предмете или явлении. Такое знание в философии называется истиной.

Истина – это отражение в сознании человека всех признаков, свойств, отношений и связей какого-либо предмета, явления, состояния.

Философия с точки зрения теории познания делит истину:

– на абсолютную;

– относительную.

Абсолютная истина является предельной целью, идеалом человеческих стремлений в познании. Абсолютная истина – это содержание знания, не опровергаемое последующим развитием науки, а обогащаемое и постоянно подтверждающееся жизнью.

Относительная истина является основной в социальной действительности, ей люди пользуются в повседневной де ... Читать дальше »
Просмотров: 312 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ПРИРОДА ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ В ПРАГМАТИЗМЕ

Прагматизм – философское воззрение, видящее наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии и ставящее ценность или отсутствие ценности мышления в зависимость от того, является ли оно действием, служит ли оно действию, жизненной практике.

Чарлз Сандерс Пирс (1839–1914) – американский философ, логик, математик и естествоиспытатель, стал родоначальником прагматизма.

Философские воззрения Пирса сочетают в себе две противоположные тенденции:

– позитивистскую (эмпирическую);

– объективно-идеалистическую.

Пирс отрицал врожденные идеи и интуитивное познание. Философ утверждал, что исходным пунктом познания выступает «видимость».

Согласно Пирсу, понятие об объекте можно достигнуть лишь путем рассмотрения всех практических следствий, которые вытекают из действий с этим объектом. Любое знание об объекте всегда является незавершенным и опровержимым, гипотетичным. Такое положение относится ... Читать дальше »
Просмотров: 343 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОЗИТИВИЗМЕ И НЕОПОЗИТИВИЗМЕ

Позитивизм – философское направление, которое исходит из данного, фактического, устойчивого, несомненного, позитивного и ограничивает им свое исследование, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными.

Мыслители позитивизма считают, что любое подлинное положительное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения. Главный лозунг позитивизма: каждая наука – сама себе философия.

Основные представители: Огюст Конт (1798–1857); Джонс Стюарт Милль (1806–1873); Герберт Спенсер (1820–1903); Эрнст Мах (1838–1916).

По мнению Конта, человек должен стремиться к тому, чтобы, комбинируя наблюдения и эксперименты с рассуждениями, познать действительные законы явлений. При этом, считал Конт, необходимо отказаться от возможности достижения абсолютных знаний и от познания внутренних причин явлений.

Конт разрабо ... Читать дальше »
Просмотров: 344 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ТРАКТОВКА ПОЗНАНИЯ В НЕОКАНТИАНСТВЕ

Одним из основных направлений философской мысли конца XIX – начала XX вв. являлось неокантианство. Оно основывалось на философии Иммануила Канта, развивая при этом ее в новых условиях.

Неокантианство – философское течение, распространенное в основном в Германии, связанное с именем Канта и его критицизмом.

Основные идеи неокантианства:

– понимание философии исключительно как критики познания;

– ограничение познания сферой опыта и отказ от притязаний онтологии на статус научной дисциплины;

– признание обусловливающих познание априорных норм.

Наиболее яркое выражение неокантианство получило в двух немецких школах:

– марбургской;

– баденской (фрейбургской).

Марбургская школа. Основные имена: Герман Ко-ген (1842–1918); Пауль Наторп (1854–1924); Эрнст Кассирер (1874–1945).

Представители марбургской школы определяли предмет познания не как субстанцию, лежащую по ту сторону всякого ... Читать дальше »
Просмотров: 340 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ

Иммануил Кант (1724–1804) – немецкий мыслитель, основатель трансцендентальной философии.

Процесс познания, по мнению Канта, проходит три ступени: чувственное познание; рассудок; разум.

1. Чувственное познание.

Кант признает существование внешнего предметного мира, который он называет «вещи-в-себе». Они воздействуют на наши органы чувств и порождают наглядные представления.

Предметом эмпирического наглядного представления является явление, в нем две стороны: его содержание, или материя, которая дается в опыте; его форма, которая приводит эти ощущения в определенный порядок.

Форма априорна, это означает, что она предшествует опыту и не зависит от него. Форма находится в нашей душе.

Существует две чистых формы чувственного наглядного представления:

– время;

– пространство.

Кант отрицает, что время и пространство являются объективными формами материального мира. По его мнению, в мире ... Читать дальше »
Просмотров: 350 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ТРАДИЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ЭМПИРИЗМА

Эмпиризм – познавательно-теоретическое направление в философии, которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии). С точки зрения методологии – принцип, исходя из которого вся наука, больше того, вся жизненная практика и нравственность должны основываться на чувственном опыте.

Эмпиризм делится:

– на радикальный (признает лишь чувственные восприятия);

– умеренный (отводит решающую роль чувственным восприятиям).

Первым и основным исследователем природы в Новое время был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561–1626). Этот философ стал родоначальником английского эмпиризма, указал путь для развития естественных наук.

В своих исследованиях он вступил на путь чувственного опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он утверждал, что философия должна носить прежде всего практический характер. Единственно надежным методом познания Бэкон считал ... Читать дальше »
Просмотров: 348 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

МЕТОД ДЕДУКЦИИ И ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТА И СПИНОЗЫ

Рационализм – это точка зрения рассудка (разума). Рационализм, по определению философии, – совокупность философских направлений, которые делают центральным пунктом анализа:

– с субъективной стороны – разум, мышление, рассудок;

– с объективной – разумность, логический порядок вещей.

Ярчайшими представителями рационализма XVII в. были Ренэ Декарт и Бенедикт Спиноза.

Ренэ Декарт (1596–1650). Декарт – французский математик и философ, поставивший на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта.

Декарт разрабатывал универсальный дедуктивный метод для всех наук исходя из теории рационализма, который предполагал наличие в человеческом уме врожденных идей, во многом определяющих результаты познания.

Основным понятием рационалистических воззрений Декарта была субстанция.

Декарт предложил два принципа для научной мысли: ... Читать дальше »
Просмотров: 463 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Философия Нового времени сделала многое для развития теории познания (гносеологии). Главными стали идеи:

– философского научного метода;

– методологии познания человеком внешнего мира;

– связи внешнего и внутреннего опыта. Основной задачей было получение достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний.

Для решения поставленной задачи было создано два основных гносеологических направления: эмпиризм; рационализм.

Родоначальником эмпирического метода познания был Фрэнсис Бэкон (1561–1626), придававший большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источником знаний и критерием их истинности он считал опыт, но при этом не отрицая роли разума в познании.

Разум, по мнению Бэкона, должен:

– перерабатывать данные чувственного познания и опыта;

– находить коренные причинные связи, явления;

– раскрывать законы прир ... Читать дальше »
Просмотров: 409 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – великий древнегреческий философ, ученый.

Воззрения Аристотеля энциклопедически вобрали в себя достижения античной науки, они представляют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности.

Аристотель является родоначальником собственно научной философии, в его учении некоторые науки получили освещение с точки зрения философии.

Предметом познания для Аристотеля является бытие.

Основание познания заключается:

– в ощущениях;

– памяти;

– привычке.

Каждое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Невозможно приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий из-за преходящего и изменчивого характера всех вещей.

Формы истинного научного знания – это поня ... Читать дальше »
Просмотров: 327 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УЧЕНИЮ ПЛАТОНА

Платон (427–347 гг. до н. э.) – величайший мыслитель, пронизывающий своими тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру, он полагал, что задачей философии является познание вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. По словам Платона, философами не становятся, философами рождаются.

Платон любил философию: все философствование этого мыслителя – выражение его жизни, а его жизнь – выражение его философии.

Основная идея Платона: чувственное восприятие не дает постоянного знания, т. е. доставляет только мнение, а вовсе не уверенность.

По мнению Платона, космос – это своего рода художественное произведение. Космос живет, пульсирует, дышит, он преисполнен различными потенциями, а управляется силами, образующими общие закономерности.

По учению Платона, мир по природе двойствен, он делится:

– на видимый мир измен ... Читать дальше »
Просмотров: 333 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

ОППОЗИЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО, МНЕНИЯ И ЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ПАРМЕНИДА И ДЕМОКРИТА

Парменид (конец VII–VI в. до н. э.) – философ, политический деятель.

Парменид написал поэму «О природе», в которой образно представил путь познания в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине, открывающей ему истину.

С самого начала поэмы Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Он разделяет истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности.

Он разделил философию:

– на философию истины;

– философию мнения.

Парменид назвал разум критерием истины, а в чувствах же, по его мнению, точности нет: не стоит доверять чувственным восприятиям, лучше разумом исследовать высказанные доказательства.

Но при этом Парменид не отказывается от чувственного мира. Во второй час ... Читать дальше »
Просмотров: 337 | Добавил: Pshtd | Дата: 28.09.2013 | Комментарии (0)

Поиск

Архив записей

ссылки

  • Прикольные футболки, толстовки, кепки, кружки и другие товары на заказ
  • Как заработать на ucoz'овских сайтах ничего не делая?
  • Зарабатывать легче чем вы думали!