ПАРМЕНИД:
1. Но если чувства нас обманывают, и,
несмотря на их очевидность, наш ум вскрывает этот обман и выводит правду об
истинном бытии, то следует признать, что только ум и ничто другое является
критерием истинности бытия.
2. Однако, неоспоримо признав, в таком
случае, что единственным критерием истинного бытия является ум, мы должны будем
закономерно признать следом и то, что тогда вообще существует только то, что может мыслиться. Мыслим мы это сейчас,
или не мыслим – это не важно. Важно то, что если нечто способно быть мыслимым,
то оно способно истинно существовать.
Обратим
внимание, что речь совершенно не идет о том, что нечто существует потому, что
оно сейчас кем-то мыслится. Речь идет о том, что нечто может существовать, если
(а не «потому что»!) оно может мыслиться. То есть подлинность какой-либо вещи,
её способность пребывать в мире, существовать в нём, является неотделимым
спутником её способности кем-то мыслиться.
3. Таким образом, если нечто можно
помыслить, то оно существует, а если нечто нельзя помыслить – то оно не
существует.
Но мысль –
это не свободное существо мира, существующее тут или там. Мысль всегда
принадлежит человеку и производится человеком. Следовательно, если говорить о
критериях истинного бытия, то именно человек есть мера существования вещи –
если человек её мыслит, то она существует, а если не мыслит – то её нет.
4. Этот ясный и верный критерий бытия –
мыслимость чего-то человеком – снимает проблему так называемого «небытия»,
которую надумывают некоторые мыслители. Таким образом, в отношении небытия
теперь всё ясно – небытие можно считать
несуществующим на том основании, что его нельзя помыслить. Можно
производить словесный звук «небытие», но тогда и мыслить это можно только как
словесный звук, а само небытие, как нечто, не схватываемое мыслью, существовать
не может.
5. Итак, бытие есть всё, что может
помыслить человек.
Однако
разберем эту мысль с двух её сторон:
– человек может нечто помыслить, потому
что оно мыслимо по своим свойствам, обнаруживаемым в бытии,
– но человек может нечто помыслить и по
своему мнению, то есть придумать что-то, не обнаруживаемое в истинном бытии.
Таким
образом, ум может иметь множество
мнений, но истина-то должна быть всегда
одна. Ведь иначе нет истины как таковой, нет тогда истинного бытия, и вообще
тогда нет ничего, и всё есть лишь обман чувств.
6. Итак, мы имеем критерий истинности
бытия, и он состоит в наличии мысли человека о чём-то. То есть непосредственно
критерий истинного бытия состоит в некоем умственном мнении человека о том, что
он мыслит.
Но что же тогда принять за критерий
истинности самого мнения? Где та мера, которая подтверждает его истинность, а
не произвольную ложность, свойственную человеку?
Такой мерой,
таким критерием должно стать совпадение какой-то только одной реальной
характеристики мира с тем, что содержится во мнении.
7. Почему это так? Да всё потому же, что мнений много, а истина одна, и если мнения исходят из ума во
множестве, то истина находится в
реальном мире в едином виде.
Таким
образом, всё, что истинно существует – должно быть едино, как едина сама
истина, и дело только в том, когда и
как одно из наших мнений совпадет с этим единым и станет критерием истинного
бытия.
8. Следовательно, истинно существует
только то, что едино, потому что истинно существует только то, что истинно
мыслится, а истинно мыслится только что-то одно, а всё остальное – ложные
мнения.
9. Таким
образом, если бытие истинно, то оно едино. А если оно едино, то оно неделимо, потому
что при его делении между его частями должно что-то существовать в реальности,
кроме самого истинного бытия.
Но ничего,
кроме истинного бытия не существует, потому что если существует что-то ещё, что
не истинное бытие, то там, в этом «что-то», истинного бытия нет. То есть получается,
что истинное бытие где-то существует, а где-то не существует. Но истинное бытие
не может где-то существовать, а где-то не существовать, ведь в таком случае оно
может и существовать и не существовать одновременно, а, в таком случае, его и
можно помыслить и нельзя помыслить одновременно, а это абсурд, и поэтому
истинное
бытие неделимо.
10. Кроме того, истинное единое бытие неподвижно, так как движение возможно только в
каком-то пространстве, где нет единого, то есть в том, что есть не это единое. Но
кроме единого в мире ничего нет, иначе оно не было бы уже единым. Поэтому
истинное
бытие неподвижно.
11. Итак,
истинное бытие должно быть едино, неделимо и неподвижно, что не есть образ
видимого нами мира.
Так говорит
ум, и это есть правда, потому что истина может постигаться только в результате
мышления, а множественность,
изменчивость и подвижность мира – суть ложь и иллюзия, создаваемые нашими
чувствами.
|