Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза.
Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности.
Труд – это целесообразная деятельность
человека по созданию материальных благ и духовных продуктов. Труд является
главной предпосылкой и основным условием непосредственно самой человеческой
жизни, а совместный труд выступает важнейшим фактором общественного устройства
этой жизни.
В отличие от
животного мира, человек удовлетворяет свои жизненно необходимые потребности, не
биологически приспосабливаясь к природе, а преобразует природу посредством
труда, приспосабливая её под себя.
Таким
образом, человеческий труд – это акт постоянного творчества, постоянного
преобразования существующего и создания нового, это процесс напряженной
интеллектуальной и духовной деятельности, непрестанного осмысления
действительности и поиска оптимального решения задач различной сложности.
Благодаря
этому труд стимулировал интеллектуальное
развитие человека и выделение человека из животного мира.
Интеллектуализация
человека, в свою очередь, привела к постоянному усложнению и непрерывному
совершенствованию орудий и приемов труда, что обратной связью вновь потребовало
интеллектуализации человека.
Таким
образом, преобразуя трудом природу,
человек одновременно преобразовывал и себя. Благодаря труду человек
постоянно расширял свой познавательный потенциал, развивался умственно,
приобретал навыки совместной деятельности, то есть общественной жизни.
Необходимость передачи знаний и навыков по наследству привела к появлению
процессов социализации, благодаря чему человек уже с детства стал воспитываться
как существо социальное, то есть неотъемлемо так или иначе включенное в
общество в том или ином его виде.
Любой труд
продиктован необходимостью и начинается с изготовления орудий. Наиболее
древними орудиями являются орудия охоты, рыболовства и войны, которые возникли
в ответ на главные необходимости того времени – питание и защита (как от
хищников, так и от враждебных иноплеменников).
С временем
эти орудия из примитивных, полуобработанных подручных средств превратились в
достаточно надежные и эффективные приспособления для решения ежедневных
насущных проблем.
С появлением более совершенных орудий охоты
и рыболовства в питании человека стала возрастать доля потребления мясной и
белковой пищи, что увеличило
физический потенциал человека, сделало его сильнее, конкурентоспособнее в мире
животных, повысило выживаемость и
численность. За счет поступления с мясной пищей в мозг большого количества
необходимых для его развития и питания веществ, человек стал быстрее совершенствоваться умственно. Его всё более
проясняющееся сознание и усиливающиеся способности к абстракциям и
умозаключениям стимулировали новое совершенствование орудий и способов труда,
развитие общественных отношений и способствовали появлению новых знаний о
природе.
Решающим для превращения человека в
разумное и общественное животное стало
пользование огнем и приручение животных. Это повлекло за собой появление
такового нового вида труда, как скотоводство, к которому затем прибавилось
земледелие. Вследствие этого трудовая
деятельность стала разнообразнее и искуснее за счет прядения, ткачества,
обработки металлов, гончарного ремесла, судоходства, кулинарии, виноделия,
ювелирного искусства и т.д.
Из-за
формирования богатой и насыщенной трудовой деятельности возникли излишки её продуктов, что
привело сначала к обмену, а потом к
торговле, и в результате – к дифференциации
человеческого общества по производству того или иного полезного продукта. Всё
это вызвало собой появление союзов племен, расширение межплеменных контактов,
формирование наций, оформление их экономических и политических интересов,
возникновение государств.
С появлением
государств развились право и политика, расширились возможности человечества в
совместной трудовой деятельности, что привело к развитию науки и формированию
основных культурных черт цивилизаций.
Таким
образом, труд непосредственно не только обеспечивает физическое выживание
человека в природе, но и выделяет человека из природы, возвышает над нею и
обусловливает основные характеристики человеческого общества, поскольку вся
система общества является в своей основе тем или иным совместным трудом.
Таким
образом, благодаря труду, бытие
отдельного человека включено в общественное бытие.
Общественное
бытие – это совокупность всевозможных форм совместной деятельности людей,
подчиненной общественной необходимости. То есть, общественное бытие можно
понимать как некий набор общественно регулируемых практик – экономической,
правовой, политической, гражданской, этической, идеологической, семейной,
государственно-управленческой, научно-теоретической и т.д.
Естественно,
что каждая из общественно регулируемых практик в силу своей сложности сопряжена
с её общественным осмыслением, эмоциональным переживанием и духовным
отношением.
Таким
образом, общественное бытие
сопровождается процессом его осознания со стороны самого же общества. Это
осознание обществом своего общественного бытия происходит в форме общественного сознания.
Общественное
сознание обладает сложной внутренней структурой, в которой выделяются уровни и
формы.
УРОВНИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ – это
зоны накопления интеллектуального и духовного опыта общества, в иерархии их
сложности:
1. Обыденное,
или эмпирическое сознание. Данное сознание проистекает из непосредственного опыта повседневной жизни, и
является, с одной стороны, непрерывной социализацией человека, то есть его
приспособлением к общественному бытию, а, с другой стороны, осмыслением и
попытками оптимизации общественного бытия на повседневном уровне.
2. Научно-теоретическое
сознание. Это более сложный уровень общественного сознания, содержание
которого не подчинено повседневным задачам жизни, превышает их потребности и
включает в себя результаты
интеллектуального и духовного творчества высокого порядка – мировоззрение,
естественно-научные концепции, идеи, устои, глобальные воззрения на природу
мира, сущность бытия и т.д.
ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ – это
различные способы интеллектуального и духовного освоения действительности: наука, философия, искусство, право,
политика, мораль, религия и т.д.
Общественное сознание неразрывно связано с
общественным бытием, поскольку и общественное сознание, и общественное
бытие взаимно воздействуют друг на друга:
– общественное
сознание осмысливает общественное бытие, вносит целенаправленные изменения в
его состав и задает направления его развития;
– общественное бытие, со своей стороны,
формирует приоритеты и задачи общественному сознанию, определяет его содержание
и направления его работы.
Являясь зависимыми друг от друга, они одновременно и самостоятельны.
Их
самостоятельность проистекает из того, что, как процессы общественного
сознания, так и процессы общественного бытия во многом подчиняются внутренней логике именно своего отдельного развития:
– общественное
сознание развивается в направлении,
заданном не только общественной практикой, но и в логическом русле своих господствующих идей, воззрений и концепций,
несмотря на то, что общественная
практика может с ними явно расходиться;
– громоздкая и сложная общественная практика во многом развивается
в направлениях, заданных инерцией своего собственного структурного состояния,
несмотря на то, что общественное сознание может уже видеть и принимать к
действию новые направления развития.
|