ДАВИД ЮМ
Юм сформулировал основные принципы
агностицизма:
1. Ум
человека не имеет для осмысления ничего, кроме собственных восприятий. То,
что эти восприятия не есть реальные
вещи, и то, что они даны уму вместо
реальных вещей – это очевидно. И поэтому следует признать, что всё
осмысление ума, вся его рассудочная работа, всегда есть взаимодействие между
умом и восприятиями, а не между умом и реальными вещами.
Таким
образом, ум постигает только собственные восприятия.
Но что такое
эти восприятия, которые постигаются умом? Эти восприятия есть некий уже закрытый результат некогда произошедших
отношений между этими восприятиями и реальными вещами. А поскольку механизм
отношений между восприятиями и реальными вещами уму не виден и уму не
подвластен, то ум вообще не подпущен природой познания к реальным вещам никаким
образом. Ум всего лишь пользуется
продуктом отношений реальных вещей с чувственными восприятиями, и познает
именно этот продукт, а не сами реальные вещи.
2. И как же происходит этот процесс
познания? Исходя из вышесказанного, он происходит так:
– сначала ум получает сумму внешних
впечатлений о действительности, которые могут снять с этой действительности
чувства человека, то есть получает некоторое чувственное знание о внешних
параметрах действительности, отдаленно относящееся к внутренней её сути;
– затем ум копирует, запечатлевает в
себе эту сумму поступивших чувственных впечатлений, и формулирует далее из них
набор собственных умственных идей, образов и понятий, отдаляя знание о
действительности еще далее от неё самой – из области чувств в область мышления;
– далее ум начинает само мышление, то есть начинает связывать,
переставлять, увеличивать или уменьшать отдаленные от действительности и
сформулированные умственными средствами копии внешних впечатлений человека о
мире (идеи, понятия, образы), и даже порождает из этих копий (идей, понятий,
образов) новые, чтобы в итоге создавать из них устойчивые ассоциации,
призванные описывать действительность.
Таким
образом, познание мира есть всего лишь
формирование умственных идей о нем и связывание их в ассоциации, что зависит
полностью от процессов мышления и
не имеет никакого реального аналога в
мире.
3. Всё это со всей очевидностью можно
увидеть, хотя бы, на примере причинности, которая просто выдумана умом человека
по итогу длительного наблюдения за чередованием предшествующих и последующих
событий.
Привычка ума
наблюдать эту устойчивую смену следующих друг за другом событий создает в нём
устойчивые ассоциации о якобы причинной закономерности, но на самом деле причинности в мире не существует.
Причинно-следственная
связь вообще невозможна, ведь если следствие есть результат причины, то
следствие проистекает из этой причины, а если следствие проистекает из этой
причины, то следствие находится в этой причине. Но если следствие находится в причине, то причина уже реализовалась,
потому что причина и следствие не могут быть одновременно. Если следствие уже
есть, то причины уже нет, следовательно, следствие порождается чем угодно,
но только не тем, что мы называем причиной из-за фантазии ума принимать
предшествование одного события другому событию за причину одного события
другому событию.
|