Культура и духовная жизнь общества. Культура
как определяющее условие становления и развития личности.
Культура –
это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы
народов.
Понятие
культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные явления бытия, так и
отдельные его частные явления. В широком смысле культура – это уровень
материального и духовного развития общества. В частных смыслах, культура – это
и некие вечные духовные ценности, и степень образованности общества, и его
политическая культура, и его бытовая культура, и материальная культура, и
нравственное или эстетическое развитие народа и т.д.
Если же говорить о культуре, как об элементе духовной жизни общества, то здесь
культура более всего понимается как некий двоякий процесс творческой
деятельности человека, который содержит:
1. Опредмечивание
человеческого духа, то есть процесс воплощения духовного богатства человека
в:
– материальных
объектах культуры (материальные ценности и произведения искусства);
– в духовных объектах культуры (язык,
мораль, традиции, идеи, устои, философские системы, идеалы и т.д.).
2. Распредмечивание
объектов культуры, то есть процесс освоения человеком культурного наследия
и превращения его в своё духовное богатство.
Таким
образом, культура, как феномен духовной жизни общества, это диалектическое
взаимодействие процессов опредмечивания человеческого духа и процессов
распредмечивания объектов культуры в едином процессе создания человеком
материальных и духовных ценностей общества.
Соответственно культуру можно разделить на две сферы: материальную и духовную.
Материальная
культура подразделяется на:
1. Производственно-технологическую
культуру, в состав которой входят:
– технология материального производства;
– вещественные результаты материального
производства;
– способы деятельности человека в
материальном производстве и производственный опыт.
2. Культуру
воспроизводства человеческого рода, в состав которой входят:
– сфера формирования социальных условий
для матери и ребенка;
– сфера мероприятий по формированию
приемлемых условий для материально-социального существования человека;
– сфера интимных отношений между
мужчиной и женщиной.
Духовная культура подразделяется на:
1. Процессы
духовного производства – искусство, философия, наука, мораль, религия.
2. Процессы
социально-политического обустройства общества – право, различные системы
власти, политические идеалы и стратегии, социальные доктрины, эргономика,
методы научной организации труда, физкультура и спорт и т.д.
Таким
образом, культура есть то, что
одновременно и формирует всю духовную жизнь общества, и то, что формируется
самой этой духовной жизнью.
Это
диалектическое единство культуры и духовной жизни общества оказывает
определяющее воздействие на формирование и развитие личности человека,
поскольку человек через достижения культуры развивается интеллектуально,
определяется социально и развивается духовно. Именно через приобщение к культурному наследию общества человек
получает возможности для личного развития, для эффективной социализации и для
реализации своих жизненных планов.
Становление и
развитие социально успешной и духовно здоровой личности человека через культуру
происходит в силу того, что феномен культуры базируется на признании
безусловных ценностей и идеалов, присущих человеческому бытию. Если личность
приобщается к культуре, то её становление и развитие определяется приоритетом
общечеловеческих нравственных ценностей, здоровыми эстетическими вкусами и
значительным интеллектуальным багажом.
В
противоположность этому, если человеческая личность тяготеет не к культуре, а к
нигилизму, то есть к отрицанию безусловных ценностей и идеалов, то становление
и развитие такой личности приобретает уродливые формы или вообще задерживается
на низком уровне.
Таким
образом, можно сказать, что культура
является средством ориентации человеческой личности на главные ценности
человеческого общества – на гуманизм, свободу, духовное здоровье и творческое
отношение к жизни.
Именно содержанием этих ценностей
отличается подлинная культура – сумма духовных достижений человечества,
основанная на непреходящих идеалах прекрасного, нормах нравственности, духовном
здоровье и престиже активного интеллекта.
Своеобразные
идеалы и ценности могут быть характерными, однако, и для массовой культуры,
если она, хоть в слабой форме, но, все-таки, будет выражать в себе основное
содержание подлинной, классической культуры.
Идеалы и
ценности подлинной культуры во многом обусловлены особенностями той или иной
национальной культуры или исторической эпохи, однако существуют и
универсальные, общечеловеческие ценности, которые преодолевают время и
национальные границы. К ним в первую очередь относятся: уважение к жизни человека,
к его достоинству и свободе, понятия долга, чести, справедливости, совести,
почитания предков и своей истории, милосердие, сострадание, оберегание
домашнего очага, любовь, дружба, умение видеть и создавать прекрасное.
Именно умение
видеть и создавать прекрасное дает человеку
один из основных внешних критериев подлинной культуры – утонченность и
изящество её форм. В этом смысле подлинная культура противоположна
извращенности, грубости, распущенности, примитивности, чрезмерности,
утрированности, фальши и вульгарности.
Подлинная культура характеризуется не
скандальностью, броскостью, или оригинальностью своих форм, а их гармоничностью, глубокой выразительностью,
соразмерностью, красотой, изяществом, функциональностью, благородством,
чистотой содержания и правдой.
Культура
формируется в процессе человеческой деятельности, и культура есть продукт
полностью человеческий.
По форме
воздействия на социальные процессы общества и на самого человека, культурная деятельность подразделяется на:
1. Практическую,
в составе которой выделяются:
– материально-преобразовательная
культурная деятельность, направленная на изменение природы и улучшение
материального бытия человека;
– творчески-созидательная, направленная
на создание эстетических объектов культуры;
– социально-преобразовательная, меняющая
социальную реальность.
2. Духовную
деятельность, направленную на изменение человеческого сознания и духовного
мира человека.
По мере
движения истории в мировой культуре всё более доминируют и проявляются
общечеловеческие черты, поскольку культурная
деятельность человека становится всё более единой по своим формам, задачам и
способам, что, соответственно, формирует
единую культуру всего человечества.
|