АТОМИСТЫ
Основная
изучаемая проблема первоначало всех
вещей: из чего состоят вещи?
Представители Левкипп
и Демокрит.
Основные
достижения создание
атомистики (учения о прерывном строении материи).
Рациональные
причины возникновения атомизма не достаточно ясны исследователям философской
мысли – часть из них полагает, что учение об атомах, о конечных физических
частях мира, явилось продолжением учения элеатов, в частности, Парменида, о
неизменяемости и неделимости истинного бытия.
Принимая это
учение в общем, Левкипп и Демокрит, однако, якобы признавали возможность
движения истинного бытия и его делимость. В этом случае им ничего не
оставалось, как допустить существование реального небытия, которое существовало
бы между частицами разделенного истинного бытия.
Это реальное
небытие они предъявили в качестве самостоятельного начала мира, пустоты, и в
этой же пустоте происходило у них движение истинного бытия.
Таким
образом, у них возникла идея прерывного в своей структуре мира, состоящего из
мельчайших неизменяемых частей, атомов. Этот мир лишь внешне кажется цельным и
единым, так же, как видится цельным и единым издалека куча песка или куча
зерна, также состоящие из мельчайших частиц.
Атомистическая
концепция Левкиппа и Демокрита содержит в себе много ошибочных выводов о
характере природных процессов и слабо проработана в деталях. Но основные, наиболее существенные положения
их концепции сохраняют свою ценность, и состоят в следующем:
1. Первоначала
мира – это атомы и пустота. Атомы постоянно двигаются в пустоте,
соединяются и разъединяются. При их соединении образуются вещи разного качества
и вида, потому что, и качество, и вид вещей зависят от того, как и какого
качества атомы образуют их, сцепившись между собой.
2. Атомы
неделимы, неизменны, вечны и непроницаемы. Они невидимы по причине своей
малости. Все атомы отличаются друг от друга формой и величиной.
3. При
сцеплении атомов между собой тела образуются, а при расцеплении – распадаются.
4. Все сцепления и расцепления атомов
обусловлены некоей мировой необходимостью, и в этих процессах нет ничего
случайного, как нет ничего случайного и в том, какими образуются из атомов
вещи, поскольку результат этого также есть проявление необходимости, заложенной
в физических свойствах атома и в механических процессах их соединения.
|