Общая характеристика античной философии. Ее космоцентризм.
Основные натурфилософские школы и виднейшие их представители.
Эллинские
философы заложили основы классического типа философствования, то есть создали
метод познания, опирающийся только на авторитет разума и отказывающийся от
мифов, фантазий, выдумок, голых предположений и т.д. Переход от мифологического мышления к строгим рациональным приемам
исследования действительности является основной характеристикой античной
философии и основной её заслугой.
Ориентация на
разум подкреплялась у эллинов активной разработкой законов рационального
познания, поиском методов обоснованной аргументации и форм правильного мышления
(логики). Ориентированность древнегреческой философии на разум и логику стала
методологической основой всей западноевропейской философии.
Античную
философию отличает также способность развиваться. Она не канонизировала, как на Востоке, свои открытия и прозрения,
не загоняла их в страницы священных книг или текстов, и, благодаря этому избежала догм и ограничений.
Кроме того,
уникальной чертой античной философии является настрой её мыслителей на
уважительное отношение к философскому наследству предшественников. Эллины жили
в твердом убеждении, что каждая высказанная сегодня мысль, завтра будет
улучшена и видоизменена, и поэтому древнегреческая философия развивалась не
только свободно, но и логически цельно, органически сохраняя и усиливая в себе
всё лучшее, что в ней появлялось.
Если говорить
о специфике её мысли, то античная
философия была космоцентристской, то есть понимала миропорядок как
«Космос».
Слово
«космос» для эллинов не было названием какой-либо природной сферы окружающего
мира, наоборот, этим термином древние греки характеризовали некую неприродную
суть мира. Термин «космос» применялся ими как понятие, отвлеченное вообще от
конкретики вещей, понятие, в котором соединяются вместе:
идеи порядка,
организованности, гармонии, совершенства и красоты.
Поэтому
естественно, что, понимая мир как космос, античные философы пытались выявить
источники космической разумности, порядка и гармонии мира. И начали они эти
попытки с наиболее наглядной данности мира – с окружающей природы.
Именно на
этом этапе древнегреческая мысль стала
философией, поскольку отказалась от
мифологических объяснений возникновения мирового порядка из хаоса, и предприняла поиск архэ – изначальной стихии
мира, его первоэлемента, первоначала, первовещества. Гениальность древних
греков состояла в том, что они осознали необходимость сначала ответить на
вопрос – «из чего всё в мире возникло?», а потом уже браться за вопрос –
«почему мир есть Космос?». Так возник метод рассуждений, исходящий из
исследования реальных фактов бытия в их мировой всеобщности, и так возник
принцип всеохватных обобщений в умозаключениях, то есть, непосредственно,
философия, как способ познания мира.
Со временем накопленные эллинами сведения о природе сформировались в
определенную систему знаний,
натурфилософию, то есть в учение о природе. Древнегреческая натурфилософия
характеризуется конкуренцией различных школ, каждая из которых внесла свой
вклад в развитие древнегреческой мысли.
|