БЕНЕДИКТ
СПИНОЗА.
Спиноза был продолжателем идей и методов Декарта,
и, соответственно этому, сторонником рационализма в познании. Само познание
Спиноза делит на три рода:
1. Первый род познания – это мнение, то есть познание с помощью
однозначных представлений и слов. Это чувственное познание, неадекватное
действительности, приводящее к заблуждению, но содержащее в себе элемент истины.
2. Второй род познания – разум, то есть познание через
многозначные понятия или идеи. Это единственный источник достоверных истин, потому что принцип мышления полностью
соответствует принципам природного бытия. Это заявляется из того, что порядок и
связь умственных идей должен быть тот же самый, что порядок и связь природных
явлений.
3. Третий род познания – интуиция, то есть познание через очевидное рассмотрение
истины безо всяких умственных операций. Интуиция – это фундамент истинного знания, так как интуиция это, с одной стороны,
это есть непосредственное общение с Богом, а, с другой стороны, она является поставщиком очевидных и ясных
знаний.
Рассматривая
процесс познания, Спиноза расширяет его элементы за счет так называемых
аффектов, то есть состояний человека, связанных с активным эмоциональным
возбуждением:
1. Познание является не только
мыслительным процессом, потому что неразрывно связано со страстями человека,
аффектами. Ведь познание осуществляется человеком, а человек является единством
страсти и мысли.
2. Аффекты
могут или способствовать жизнедеятельности человека, или противодействовать ей.
Соответственно этому, аффекты могут, как способствовать, так и
противодействовать и самим мыслительным процессам, поскольку мыслительные
процессы есть также проявление жизнедеятельности человека.
3. Таким
образом, стремясь познанию истины, нельзя прибегать только к чистым
рассудочным операциям, а следует помнить
о необходимости обуздания аффективных состоянии. Необходимо стремиться к освобождению от страстей, потому что
благоприятные, свободные от аффектов состояния души увеличивают её способность
к мышлению.
4. Но при этом следует точно определить –
на что способен разум в обуздании аффектов, а на что нет, поскольку разум не
должен требовать ничего противного природе. Таким образом, некоторые
аффективные реакции придется признать неизбежными, и подчиниться им так же, как
приходится подчиняться законам природы.
|