Научная и
религиозная формы общественного сознания. Характер их исторического развития.
Их роль в современном обществе.
НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ – это система
экспериментально установленных и статистически закономерных знаний о природе,
обществе и человеке.
Основным
содержанием научного сознания является природа, человек и общество в целом в их
материально распознаваемых характеристиках бытия и в закономерностях развития.
Содержание научного сознания вбирает в себя:
1. Научные
факты, то есть твердо установленные и достоверно подтвержденные принятыми в
науке способами сведения о мире.
2. Закономерности,
распространяющиеся на процессы бытия научных фактов, а также понятия, описывающие эти закономерности и процессы.
3. Теории
(в крайнем случае – гипотезы), представляющие
собой системное объединение различных закономерностей в единое логически
выверенное описание тех или иных фрагментов реальности.
4. Научные
картины мира, описывающие всю реальность в целом.
5. Методы
теоретического и эмпирического исследования и познания действительности.
Научное сознание, как и сама
наука, включает:
– естественно-технический
раздел, содержащий законы физической
природы, методы её наблюдения, способы её исследования, а также технологии её
преобразования или использования для потребностей человека;
– общественный
раздел, содержащий сведения о различных общественных явлениях, социальных
законах развития, а также о человеке, как о социальном явлении.
С эпохи Возрождения наука становится важнейшей сферой общественного
сознания, накапливающей всё более мощный социальный потенциал. Открытия науки и изобретения в области
техники оказали огромное влияние на развитие человечества.
В настоящее время роль науки в развитии производства постоянно
возрастает. Современная наука, благодаря своим открытиям, значительно облегчила
жизнь людей, привела к повышению производительности труда, к увеличению
количества и качества товаров. В современных условиях наука становится непосредственной
производительной силой.
Уровень науки может служить одним из
основных критериев экономического и культурного развития общества и государства.
В соответствии с этим важное значение в современном обществе играет и научное
сознание, призванное управлять развитием науки, а также искать методы внедрения
научных методов в управление социальными процессами.
В этой связи основные ФУНКЦИИ НАУЧНОГО СОЗНАНИЯ
выглядят следующим образом:
1. Познавательная
функция, призванная производить новые научные знания.
2. Мировоззренческая
функция, призванная систематизировать научные знания в те или иные научные
картины мира.
3. Технико-технологическая
функция, призванная внедрять научные достижения в производственные,
экономические, социальные и другие процессы общества.
4. Культурная
функция, призванная накапливать, сохранять и развивать сумму знаний,
достигнутых человечеством.
Научное сознание формируется
целенаправленно, в соответствии с государственными программами и является сферой особой заботы и внимания
любого общества.
Определенная
сумма научных знаний является обязательной для каждого члена общества, что
выражается в наличии такого социального института, как общеобразовательная
школа.
В отличие от
научного сознания РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ не
формируется государственными институтами, а является делом личного выбора
членов общества, если, конечно, государство не является религиозным по
конституции
Религиозное сознание наиболее цельно
выражается в религии, то есть в системе убеждений, верований и культов,
относящихся к той или иной форме признания существования чего-то Высшего
человеку и материальной природе. С древности, люди через обряды и другие
действия религиозного характера пытались вступить в связь со
сверхъестественными силами, служить им, сотрудничать с ними или, в некоторой
степени, управлять ими, поэтому религиозное
сознание является одной из старейших
форм общественного сознания.
С помощью
религии с самого начала закреплялись нормы поведения человека и обеспечивалась
социальная стабильность общества. Реальные земные потребности, связанные с
материальными и природными обстоятельствами жизни, которые поначалу пытались
обеспечить языческие (многобожные) религии, затем в монотеистических
(единобожных) религиях стали постепенно замещаться духовными проблемами и
поисками ответа на то, что такое человек, смертен он или бессмертен, какова
природа добра и зла, совести, справедливости, любви, истории, мира и т.д.
В итоге сформировалось развитое религиозное
сознание человека, тесно переплетенное с идеями нравственности и
справедливости. Именно понятие о
необходимости справедливости и нравственности является общим сходством, которое
объединяет три мировые религии: христианство, ислам и буддизм. Несмотря на
полное вероисповедальное различие этих религий, данное сходство объясняется
единством самого человечества и наличием общих для всех людей духовных
ценностей.
Особенность
религиозного сознания состоит в том, что оно базируется на вере, глубоко
эмоционально, требует соответствующего поведения в жизни и совершения обрядов
поклонения Богу.
Центральным содержанием религиозного
сознания является идея Бога, вера в Него как в Живую Реальность, связь с
Которой вызывает религиозные чувства.
Религиозные
чувства – это эмоциональное переживание связи с Богом и эмоциональное отношение
ко всему, что с Ним связано. У верующего человека религиозные чувства являются
объектом духовной потребности, а любое религиозное сознание характеризуется
стремлением к их переживанию.
Религиозное
сознание, как одна из сторон духовной жизни, взаимодействует с другими формами
общественного сознания, поэтому религиозное сознание может принимать вид самых
различных философских мировоззренческих систем, опирающихся на центральный
идеал мира – существование Бога.
Религиозное сознание формируется в двух
уровнях:
1. Обыденный
уровень. Это религиозные
представления, чувства и традиции, связанные с личным переживанием религиозных
чувств индивидами и с опытом их личного исповедания религиозной веры.
2. Теоретический (концептуальный). Это системно организованные вероучения,
разработанные специалистами, а также
религиозная философия, являющаяся синтезом философии и религии.
|