Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие
представители. Основные положения материалистического понимания истории.
Общественный прогресс и его критерии.
Марксизм – это диалектико-материалистическая философия, основы которой заложили Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Существенным отличием этой теории от всех предшествующих учений в философии
является то, что это практическая философия
для применения в реальной политике. Если раньше философия пыталась только
исследовать, понять и объяснить мир, то марксизм пытается сделать то же самое,
но с единственной и главной целью – изменить мир.
Изменение
мира понимается марксизмом как процесс политический, связанный с
насильственными, принудительными действиями в социальной сфере. Таким образом,
критерием истины в марксизме является не практика бытия, как в традиционной
философии, а именно революционная
практика, которая своими успехами в политических реалиях истории должна подтверждать теоретические выкладки
марксизма.
Сама же эта революционная практика должна по
марксизму осуществляться деятельностью
масс, а именно пролетариатом,
интересы, которого эта философия закладывала в главный смысл главной своей цели
– изменения мира.
В начале Карл Маркс и Фридрих Энгельс
мировоззренчески находились на позициях гегелевской диалектики. Затем, после их
встречи в 1844 году, они совместно разработали новое
мировоззрение, где диалектика сочетается с материализмом.
Разработанный
ими диалектический материализм рассматривает
мир и все существующее в нем как материю в её многообразных проявлениях. В мире
существует только материя, материя существует независимо от сознания и
находится в постоянном движении, изменении и развитии. Диалектический
материализм утверждает первичность
материи и вторичность сознания. Будучи свойством высокоорганизованной
материи, сознание способно давать правильное отражение действительности,
познавать мир и находить объективную истину.
С позиций
диалектического материализма Маркс и Энгельс объясняли не только природу, но и
историю общества. С их точки зрения в развитии общества определяющими факторами
являются не потусторонние силы, не духовная деятельность, не сознание людей, а
материальные условия их жизни, производство материальных благ и складывающиеся
на этой основе экономические отношения.
Вся человеческая история, исключая её
первую ступень – первобытное общество, и высшую её ступень – коммунизм, является историей борьбы классов. Смысл истории состоит в том, что восторжествует
новая, справедливая общественно-экономическая формация, коммунизм, и на этом
исторические изменения общества закончатся. Это произойдет уже в обозримом
будущем, когда капитализм сменится
коммунизмом в результате пролетарской революции, которая установит диктатуру пролетариата
сначала в развитых капиталистических странах, а затем и во всем мире.
Но это будет
означать конец лишь предыстории человечества, поскольку начало его подлинной
истории после победы коммунизма только начинается, так как содержание истории
будет состоять в переходе от классового общества к бесклассовому, к
процветающему обществу имущественного равенства всех людей.
Однако в
диалектико-материалистической философии историческая практика понимается не как
закономерный, но пассивный результат необходимых процессов экономических
отношений. Фундаментальная идея марксизма в отношении исторической практики
заключается в том, что она первична по отношению ко всему духовному миру, и к
культуре, то есть обладает активностью в формировании результатов истории за
счет целенаправленной деятельности людей и, таким образом, требует активной
жизненной позиции каждого человека.
Создатели
марксизма считали, что их философское учение будет изменяться, уточняться и
обогащаться в ходе развития науки и появления новых факторов исторической
практики.
В конце 19 в начале 20 века в теоретическое
развитие марксизма внесли свой вклад последователи Маркса и Энгельса: Бабель,
Каутский, Лафарг, Бернштейн, Плеханов и др. В основном они занимались
популяризацией марксизма для его распространения
и пропаганды в целях подготовки пролетарской революции в экономически развитых странах Европы.
Существенный вклад в дальнейшее
развитие диалектико-материалистической философии уже в новых исторических условиях внес В.И. Ленин, отбросивший устаревшие положения марксизма,
которые уже не имели силу в изменившемся мире. В этот период марксизм принял
форму марксизма-ленинизма, который развил
далее материалистическое понимание истории в форме учения исторического
материализма.
Основные положения исторического
материализма выглядят следующим образом:
1. Необходимым
условием существования людей является производство материальных благ.
Следовательно, материальное производство
есть основа всей человеческой деятельности.
2. Материальное
производство всегда носит общественный характер и всегда происходит в
определенной общественной форме. Общественная
форма, в которой осуществляется процесс материального производства – это есть
система производственных отношений.
3. Существует
не один, а несколько типов производственных отношений. Таким образом, в истории
существует несколько типов или форм общественного производства.
4. И поэтому с новой силой встает вопрос:
почему в одну эпоху господствует одна система экономических отношений, в другую
– другая, в третью – третья?
5. Ответ: характер производственных отношений определяется уровнем развития
производительных сил общества. Таким образом, в основе смены систем производственных отношений, а, тем самым, и
способов производства, лежит развитие
производительных сил.
Марксизм
подразделяет все исторические формы человеческой цивилизации на пять общественно-экономических формаций:
– первобытнообщинная,
– рабовладельческая,
– феодальная,
– капиталистическая,
– коммунистическая
(включает две фазы – социализм и коммунизм).
При этом переходы человечества от формации к
формации в марксизме считаются этапами общественного прогресса.
Общественный
прогресс – это поступательное движение человечества к высшей цели, к идеалу
блага, достойного всеобщего желания. Прогресс в его чисто логическом смысле –
это развитие от низшего к высшему.
Но встает вопрос о критериях, на основании которых можно было бы однозначно
трактовать один тип общества, как более прогрессивный, по отношению к другому.
Поскольку
проблемы человека являются центральными, то критерии прогресса должны
охватывать все сферы жизни человека, включая не только прогресс окружающей его
действительности, но и прогресс в развитии самого человека.
А поскольку
основой любого развития является развитие способа производства, то критериями
прогресса можно считать факты развития науки и техники, способствующие
оптимизации и автоматизации производства, то есть критерии научно-технического
прогресса (НТП).
И поскольку
результатами НТП являются положительные сдвиги в темпах роста экономики, то
экономические показатели также являются критериями общественного прогресса.
Но все
вышеперечисленные критерии не должны заслонять главную проблему – повышение
уровня жизни трудящихся, рост народного благосостояния и улучшение общего
качества жизни, то есть, должны переходить в критерии социального прогресса.
Кроме того, в
перечень критериев должны входить положительные изменения духовности человека,
повышения его морального уровня, постоянного самосовершенствования, то есть,
критерии духовного прогресса.
Таким образом, в сумме вышесказанного, критериями общественного прогресса являются: 1. Развитие науки и техники. 2. Темпы роста производства, производительности труда. 3. Степень свободы человека от природы в повседневной жизни. 4. Степень свободы человека от эксплуатации в процессе производства. 5. Уровень демократизации общественной жизни. 6. Уровень реальных возможностей для всестороннего развития человека. 7. Увеличение человеческого счастья и добра.
|