|
Главная » Архив материалов
ПРИРОДА ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ В ПРАГМАТИЗМЕ Прагматизм – философское воззрение, видящее наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии и ставящее ценность или отсутствие ценности мышления в зависимость от того, является ли оно действием, служит ли оно действию, жизненной практике. Чарлз Сандерс Пирс (1839–1914) – американский философ, логик, математик и естествоиспытатель, стал родоначальником прагматизма. Философские воззрения Пирса сочетают в себе две противоположные тенденции: – позитивистскую (эмпирическую); – объективно-идеалистическую. Пирс отрицал врожденные идеи и интуитивное познание. Философ утверждал, что исходным пунктом познания выступает «видимость». Согласно Пирсу, понятие об объекте можно достигнуть лишь путем рассмотрения всех практических следствий, которые вытекают из действий с этим объектом. Любое знание об объекте всегда является незавершенным и опровержимым, гипотетичным. Такое положение относится
...
Читать дальше »
Просмотров: 345 |
Добавил: Pshtd |
Дата: 28.09.2013
|
|
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОЗИТИВИЗМЕ И НЕОПОЗИТИВИЗМЕ Позитивизм – философское направление, которое исходит из данного, фактического, устойчивого, несомненного, позитивного и ограничивает им свое исследование, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Мыслители позитивизма считают, что любое подлинное положительное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения. Главный лозунг позитивизма: каждая наука – сама себе философия. Основные представители: Огюст Конт (1798–1857); Джонс Стюарт Милль (1806–1873); Герберт Спенсер (1820–1903); Эрнст Мах (1838–1916). По мнению Конта, человек должен стремиться к тому, чтобы, комбинируя наблюдения и эксперименты с рассуждениями, познать действительные законы явлений. При этом, считал Конт, необходимо отказаться от возможности достижения абсолютных знаний и от познания внутренних причин явлений. Конт разрабо
...
Читать дальше »
Просмотров: 345 |
Добавил: Pshtd |
Дата: 28.09.2013
|
|
ТРАКТОВКА ПОЗНАНИЯ В НЕОКАНТИАНСТВЕ Одним из основных направлений философской мысли конца XIX – начала XX вв. являлось неокантианство. Оно основывалось на философии Иммануила Канта, развивая при этом ее в новых условиях. Неокантианство – философское течение, распространенное в основном в Германии, связанное с именем Канта и его критицизмом. Основные идеи неокантианства: – понимание философии исключительно как критики познания; – ограничение познания сферой опыта и отказ от притязаний онтологии на статус научной дисциплины; – признание обусловливающих познание априорных норм. Наиболее яркое выражение неокантианство получило в двух немецких школах: – марбургской; – баденской (фрейбургской). Марбургская школа. Основные имена: Герман Ко-ген (1842–1918); Пауль Наторп (1854–1924); Эрнст Кассирер (1874–1945). Представители марбургской школы определяли предмет познания не как субстанцию, лежащую по ту сторону всякого
...
Читать дальше »
Просмотров: 342 |
Добавил: Pshtd |
Дата: 28.09.2013
|
|
КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ Иммануил Кант (1724–1804) – немецкий мыслитель, основатель трансцендентальной философии. Процесс познания, по мнению Канта, проходит три ступени: чувственное познание; рассудок; разум. 1. Чувственное познание. Кант признает существование внешнего предметного мира, который он называет «вещи-в-себе». Они воздействуют на наши органы чувств и порождают наглядные представления. Предметом эмпирического наглядного представления является явление, в нем две стороны: его содержание, или материя, которая дается в опыте; его форма, которая приводит эти ощущения в определенный порядок. Форма априорна, это означает, что она предшествует опыту и не зависит от него. Форма находится в нашей душе. Существует две чистых формы чувственного наглядного представления: – время; – пространство. Кант отрицает, что время и пространство являются объективными формами материального мира. По его мнению, в мире
...
Читать дальше »
Просмотров: 351 |
Добавил: Pshtd |
Дата: 28.09.2013
|
|
ТРАДИЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ЭМПИРИЗМА Эмпиризм – познавательно-теоретическое направление в философии, которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии). С точки зрения методологии – принцип, исходя из которого вся наука, больше того, вся жизненная практика и нравственность должны основываться на чувственном опыте. Эмпиризм делится: – на радикальный (признает лишь чувственные восприятия); – умеренный (отводит решающую роль чувственным восприятиям). Первым и основным исследователем природы в Новое время был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561–1626). Этот философ стал родоначальником английского эмпиризма, указал путь для развития естественных наук. В своих исследованиях он вступил на путь чувственного опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он утверждал, что философия должна носить прежде всего практический характер. Единственно надежным методом познания Бэкон считал
...
Читать дальше »
Просмотров: 349 |
Добавил: Pshtd |
Дата: 28.09.2013
|
|
МЕТОД ДЕДУКЦИИ И ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТА И СПИНОЗЫ Рационализм – это точка зрения рассудка (разума). Рационализм, по определению философии, – совокупность философских направлений, которые делают центральным пунктом анализа: – с субъективной стороны – разум, мышление, рассудок; – с объективной – разумность, логический порядок вещей. Ярчайшими представителями рационализма XVII в. были Ренэ Декарт и Бенедикт Спиноза. Ренэ Декарт (1596–1650). Декарт – французский математик и философ, поставивший на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Декарт разрабатывал универсальный дедуктивный метод для всех наук исходя из теории рационализма, который предполагал наличие в человеческом уме врожденных идей, во многом определяющих результаты познания. Основным понятием рационалистических воззрений Декарта была субстанция. Декарт предложил два принципа для научной мысли:
...
Читать дальше »
Просмотров: 464 |
Добавил: Pshtd |
Дата: 28.09.2013
|
|
РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ Философия Нового времени сделала многое для развития теории познания (гносеологии). Главными стали идеи: – философского научного метода; – методологии познания человеком внешнего мира; – связи внешнего и внутреннего опыта. Основной задачей было получение достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний. Для решения поставленной задачи было создано два основных гносеологических направления: эмпиризм; рационализм. Родоначальником эмпирического метода познания был Фрэнсис Бэкон (1561–1626), придававший большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источником знаний и критерием их истинности он считал опыт, но при этом не отрицая роли разума в познании. Разум, по мнению Бэкона, должен: – перерабатывать данные чувственного познания и опыта; – находить коренные причинные связи, явления; – раскрывать законы прир
...
Читать дальше »
Просмотров: 410 |
Добавил: Pshtd |
Дата: 28.09.2013
|
|
АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – великий древнегреческий философ, ученый. Воззрения Аристотеля энциклопедически вобрали в себя достижения античной науки, они представляют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Аристотель является родоначальником собственно научной философии, в его учении некоторые науки получили освещение с точки зрения философии. Предметом познания для Аристотеля является бытие. Основание познания заключается: – в ощущениях; – памяти; – привычке. Каждое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Невозможно приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий из-за преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формы истинного научного знания – это поня
...
Читать дальше »
Просмотров: 329 |
Добавил: Pshtd |
Дата: 28.09.2013
|
|
ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УЧЕНИЮ ПЛАТОНА Платон (427–347 гг. до н. э.) – величайший мыслитель, пронизывающий своими тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру, он полагал, что задачей философии является познание вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. По словам Платона, философами не становятся, философами рождаются. Платон любил философию: все философствование этого мыслителя – выражение его жизни, а его жизнь – выражение его философии. Основная идея Платона: чувственное восприятие не дает постоянного знания, т. е. доставляет только мнение, а вовсе не уверенность. По мнению Платона, космос – это своего рода художественное произведение. Космос живет, пульсирует, дышит, он преисполнен различными потенциями, а управляется силами, образующими общие закономерности. По учению Платона, мир по природе двойствен, он делится: – на видимый мир измен
...
Читать дальше »
Просмотров: 335 |
Добавил: Pshtd |
Дата: 28.09.2013
|
|
ОППОЗИЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО, МНЕНИЯ И ЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ПАРМЕНИДА И ДЕМОКРИТА Парменид (конец VII–VI в. до н. э.) – философ, политический деятель. Парменид написал поэму «О природе», в которой образно представил путь познания в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине, открывающей ему истину. С самого начала поэмы Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Он разделяет истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Он разделил философию: – на философию истины; – философию мнения. Парменид назвал разум критерием истины, а в чувствах же, по его мнению, точности нет: не стоит доверять чувственным восприятиям, лучше разумом исследовать высказанные доказательства. Но при этом Парменид не отказывается от чувственного мира. Во второй час
...
Читать дальше »
Просмотров: 338 |
Добавил: Pshtd |
Дата: 28.09.2013
|
|
« 1 2 ... 14 15 16 17 18 19 »
|
|